Нехемья — Восстановление Иерусалима

Дата: | Автор материала: И. Гольденберг

1794
эпоха Второго Храма

В Эзре со всей полнотой выразились идеалы еврейского народа, ищущего обновления. Он был светочем, но нужна была еще сила, и не только духовная, но и динамично-реальная, для того, чтобы довести национальное дело до конца…

Обладал такой силой Нехемья, придворный царя Артаксеркса Ι. Он не отличался ученостью, как Эзра, по был наделен качествами государственного деятеля и целеустремленностью. Убеждениям своим он умел придать размах и силу своей личности. Неутомимая энергия у Нехемьи сочеталась с дипломатическим искусством царедворца, но самой главной отличительной чертой его была горячая вера в Бога Исраэля, любовь к Иудее и к Йерушалаиму.

Когда один из братьев Нехемьи и другие евреи из Иудеи рассказали ему, что народ находится там «в великом бедствии и уничижении, и стена Йерушалаимского Храма разрушена, и ворота его сожжены огнем» / Нехемья 1:3/, Нехемья твердо решил отправиться на родину, чтобы упорядочить общественную жизнь, защитить народ от набегов враждебных племен и оградить Йерушалаим крепкой стеной от всех возможных нападений.

Пять месяцев Нехемья постился, плакал и в молитвах просил Всевышнего укрепить его и помочь в задуманном предприятии. Однажды, когда Нехемья прислуживал на пиру, царь заметил его угнетенное состояние и спросил: ”Почему у тебя злое лицо, ты ведь не болен, видно, на сердце у тебя что-то злое“. Нехемья объяснил царю истинную причину своего горя. Артаксеркс не только позволил Нехемье отправиться на родину, но и наделил его обширными полномочиями. Нехемья был назначен наместником Иудеи. Наместникам персидских провинций по ту (западную) сторону Евфрата было приказано оказывать Нехемье всяческое содействие. Главный лесничий Персии получил приказ выдать Нехемье все необходимые для строительства материалы. В начале лета 3426 /334/ года Нехемья отправился из персидской столицы Шушан (Сузы) в Йерушалаим.

Прибыв на родину, Нехемья узнал о происках врагов иудеев, из-за которых Йерушалаим оказался в столь бедственном положении. Ночью он тайно осмотрел остатки крепостных стен, а на следующий день созвал представителей народа, сообщил о своих полномочиях и призвал отстроить стены Йерушалаима «чтобы не быть впредь в таком бесчестии. Немедленно последовал единодушный ответ всех присутствующих: ”станем и построим“» / Нехемья 2:17-18/.

Когда об этом узнали вощи враждебных иудеям племен наместник Шомрона Санвалат, Товий, которого Нехемья презрительно назвал амонитским рабом, и араб Гешем, — они обвинили Нехемью в подготовке мятежа и, конечно, послали доносы в персидскую столицу. Когда же увидели они, что, несмотря на все их усилия, строительные работы продолжаются, то сговорились предательски напасть на строителей и перебить их. Нехемья выставил стражу для охраны строителей. Кроме того, все, возводившие стену, «одной рукой работают, а в другой держат меч» / Нехемья 4:12/. Строительство стен продолжалось лишь 52 дня и было завершено 25 дня месяца Элул 3426 года.

После укрепления Йерушалаима, за 5 дней до Нового года, необходимо было увеличить его население, сильно поредевшее в бедственные годы. Нехемья издал декрет, обязывающий каждого десятого жителя Иудеи, на которого выпадает жребий, переселиться в Йерушалаим. Благодаря этой мере, население Йерушалаима вскоре превысило три тысячи человек. Проводил Нехемья и социальные преобразования, важнейшим из которых было освобождение обедневших крестьян, попавших со всем имуществом в долговую зависимость к богатым, которым они были не в состоянии вернуть долги.

Нехемья созвал народное собрание, на котором резко осудил поведение богатых, позорящих имя Исраэля среди пародов, и потребовал, чтобы задолжавшие евреи были отпущены на волю, а их долги оставлены без взыскания. Нехемья подал личный пример — простил своим должникам все долги.

Бескорыстие Нехемьи, его увещевания возымели действие. Все задолжавшие евреи были освобождены, их долги аннулированы. Эта реформа Нехемьи заложила фундамент новых социальных отношений в возрожденной Иудее.

продолжение следует

Данная книга печатается ле-илуй нешама — для возвышения души — ее составителя, р. Ицхака Гольденберга

http://www.beerot.ru/?p=39315