Страна в эпоху Второго Храма

Дата: | Автор материала: И. Гольденберг

2579
эпоха Второго Храма

Перенесемся мысленно в эпоху Второго Храма и попытаемся представить себе, как выглядела та маленькая страна, которая тогда размещалась на территории площадью всего в 25 тысяч квадратных километров. На юге граница проходила в северной части пустыни Негев, между сегодняшней Беер Шевой и южной оконечностью Мертвого моря. На юго-западе Страна Исраэля включала полосу Азы до Рафиаха, а западная граница проходила вдоль Средиземного моря. На востоке простирались земли по обе стороны реки Иордан с возвышавшимися над ними Голанскими высотами. На севере граница пролегала по линии город Акко — долина Аюн.

Страна маленькая. Но как она разнообразна, как меняется ее облик от района к району!

От берега моря к горам простирается низменность (ифела). Здесь, по равнине, проходили главные торговые пути, а вдоль морского побережья располагались портовые города, которые играли важную роль в развитии Страны и её связях с другими частями света.

С севера на юг, в глубокой лощине, течет река Йордан. В долине этой реки построены города Йерихо (Иерихон), Бет Шеан, Тверия.

Между Прибрежной низменностью и долиной Йордана простирается центральный горный хребет, разделяющий страну на несколько районов. На юге, до Хеврона — Эдом (Идумея); севернее — Иудейские горы и в центре их — Йерушалаим, вечная столица Исраэля; еще севернее — горы Шомрона (Самария).

С древних времен основной проблемой экономики Страны Исраэля была вода. Одним из главных занятий и источников доходов населения было земледелие, а оно полностью зависело от орошения. Еврейские земледельцы в Иудее и Шомроне научились сеять и сажать на склонах гор, придавая обработанным участкам форму террас, спускающихся широкими ступенями. Это задерживало оползни во время дождей и позволяло использовать дождевую воду с максимальной пользой.

К северу от Шомрона горную гряду прерывают Изреэльская и Бет-шеанская долины, которые пересекают страну с запада на восток. К северу от этих долин лежит Галилея, она делится на Нижнюю и Верхнюю. Нижняя, или Южная, Галилея — главным образом равнинный район.

Здесь широкие долины, невысокие горы (до 400 — 600 метров высотой). Верхняя, или Северная, Галилея представляет собой изрезанную местность, и горные вершины достигают здесь тысячи и более метров в высоту. Русла рек глубокие, извилистые.

Понятно, что Нижняя Галилея более приспособлена для жизни людей. Здесь строились и развивались города. Главным из них был Ципори, который считался столицей Галилеи. Только в последнем веке соседний Нацрат (Назарет) оттеснил Ципори на второй план и занял положение главного города района.

В Верхней Галилее такого городского центра не было. Столица этого района Гуш Халав никогда не была более чем крупным селом.

Все эти земли Эрец Исраэль не всегда входили в состав расположенных на ней еврейских государств. Границы этих государств часто менялись в результате постоянных войн. В начале эпохи Второго Храма, ко времени возвращения евреев в Цийон из Вавилонского плена, Галилея еще не была присоединена к Иудее. Это произошло позже, в период развития и укрепления государства Хашмонаим. А в то время, о котором идет речь, Иудея была маленьким и малоизвестным районом, который в 3390 /370/ году вошел в состав Персидской империи благодаря победам царя Корэша (Кира), отвоевавшего Иудею у Вавилона.

В это время в Иудее не существовало еврейской государственности.

Она была ликвидирована в 3338 /422/ году, когда царь Вавилона Невухаднецар захватил Иудейское государство, разрушил Йерушалаимский Храм, а большинство населения увел в плен.

Через год после прихода к власти, в 3389 /371/ году, Корэш издал указ, который разрешал евреям вернуться на родину и отстроить Храм.

Весной 3390 /370/ года, через 49 лет после разрушения Йерушалаимского Храма, первая группа евреев тронулась в путь. Число возвратившихся было невелико — около 43 тысяч человек. Большая часть бывшего Иудейского государства была к тому времени заселена чужеземцами. На юге жили эдомим: они переселились в Иудею из района Эдомских гор и Негева, откуда их вытеснили племена, создавшие позднее Набатейское царство. Западные районы захватили потомки эморим и кнааним. Эти районы включали Цор, Цидон и другие крупные города Средиземноморского побережья. На юге этого района было создано царство со столицей в Ашдоде, которое наследовало строй и образ жизни приморских городов периода Первого Храма.

В Шомроне (Самарии) образовалась к тому времени новая народность шомроним (самаритяне). Эго была смесь племен, переселенных сюда ассирийцами из Междуречья вместо изгнанных 10 колен Исраэля.

Их религия была смесью язычества с некоторыми элементами еврейских традиций. Во второй Книге монархов / 17: 33/ сказано: “Они боялись Творца, но служили своим богам по обычаям тех народов, из среды которых их увели“. В период возвращения евреев в Цийон шомроним были объединены в районе, которым управлял наместник персидского царя Санвалат. К северу от этого района, в Галилее, жило большое количество евреев, но многие из них отошли от иудаизма. Заиорданье было заселено чужеземными племенами.

Как видим, евреям, возвратившимся из вавилонского плена, досталась в Иудее совсем небольшая территория. Южная граница ее проходила в нескольких километрах к северу от Хеврона. На западе евреи селились только до города Лод. На севере их владения включали лишь город Бет Эль и гору Биньямина. Центром был Йерушалаим.

В числе возвратившихся были, по всей видимости, представители всех старых родов Иудеи. Из них был составлен Совет двенадцати мудрецов. Совет вел все внутренние дела еврейской общины, и персидские власти не вмешивались в эти дела.

В соответствии с пророчеством, повторенным затем и другими пророками, между разрушением Храма и его восстановлением должно было пройти 70 лет. И лишь в 3408 /352/ году, в полном соответствии с пророчеством, Йерушалаимский Храм был восстановлен.

Необходимы были коренные перемены в жизни страны и народа. Они стали возможны с назначением Нехемьи наместником Иудеи. Нехемья ввел систему внутренних налогов, часть которых шла на содержание служителей Храма. Благодаря этому, коэны и левиты могли вернуться к исполнению своих обязанностей.

Страна стала укрепляться и с национальной точки зрения. Если до Нехемьи по Иудее прокатились волнения, в результате которых пострадали многие еврейские города, то в период его наместничества еврейское население окрепло, и поселения евреев распространились до Шом- рона. Граница между Иудеей и Шомроном проходила вдоль реки Шило, и поселения Модиин, Црида и другие с преобладающим еврейским населением вошли в состав Иудеи. Частично это произошло при Нехемье, частично — позже. Но в то время очаги еврейского населения имелись и в других районах — на северо-востоке Шомрона и на юге Иудеи (в районе Беер Шевы).

О дальнейших событиях в Иудее в период персидского владычества известно мало. Археологические раскопки и исследования историков свидетельствуют о том, что жизнь евреев в Иудее мало отличалась от жизни в других частях Страны Исраэля. Это было весьма бедное население. Оно жило в маленьких деревнях, по несколько десятков семей в каждой. Деревни были разбросаны по склонам гор. Старались, чтобы поселения не были слишком маленькими из соображений безопасности, но часто можно было натолкнуться на стоящее в отдалении от других домов богатое наследственное хозяйство еврейской семьи. Для обработки земель более богатые использовали рабов. Менее богатые нанимали двух-трех работников на сезон. Описание богатого еврейского дома и его обычаев приводится в Книге Мишле /Притчи/ мелеха Шломо, в главе о добродетельной жене:

«Уверенно в ней сердце ее мужа… Она воздает ему добром, а не злом, во все дни своей жизни. Добывает шерсть и лен, и с охотой работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в своем доме и урочное своим служанкам. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов своих рук насаждает виноградник… Протягивает свои руки к прялке, и пальцы ее берутся за веретено… Не боится стужи для своей семьи, потому что вся ее семья одета в двойные одежды. Муж известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Встают дети и ублажают ее, (встает) муж — и хвалит ее… Миловидность обманчива и красота суетна: но жена, боящаяся Б-га, достойна хвалы».

В этой притче рассказано, как хозяйка еврейского дома ведет торговлю с купцами, причем купцы не евреи, а кнааним. По описанию в Книге Нехемьи торговля в Йерушалаиме тоже была отдана в руки неевреев, жителей Цора — кнааним.

Таким образом, мы узнаем, что торговля не была распространенным занятием среди евреев. И если так было в Йерушалаиме, то это тем более верно для деревень. В Йерушалаиме существовал все-таки рыбный рынок, куда привозил рыбу из портовых городов Средиземноморского Побережья. В городе жили также ремесленники и мелкие торговцы.

Общее впечатление таково, что еврейское население Иудеи было бедным и экономика страны находилась на низком уровне.

О политических события тех времен известно еще меньше. В Книге Йеудит (Юдифь) написанной в период Второго Храма и не включенной в Танах, рассказано о битве против полководца Олфорно, который пытался вторгнуться в Страну Исраэля с севера. Путь к Йерушалаиму был прегражден небольшим еврейским городом. Олфорно готовился смести этот город с лица земли. Но тут вдова одного из мудрецов города — красавица проникла во вражеский лагерь, вошла в шатер Олфорно и, оставшись с ним наедине, убила его.

На основании данного сюжета факт существования в этом районе еврейского населения не вызывает никаких сомнений. Можно предположить, что евреи, по всей вероятности, принимали определенное участие в восстаниях против персидских завоевателей и даже добивались в этой борьбе успехов.

Подводя итоги, можно сказать, что в период возвращения в Цийон, территория, заселенная евреями, занимала небольшую часть Страны Исраэля, но эта небольшая часть сыграла очень важную роль в закладке фундамента экономической, социальной и политической жизни страны.

В этот период еврейский народ прочно осел в Иудее и именно в этот период сформировался уклад жизни и облик евреев как народа, более строго исполняющего законы Устной Торы. Восстановилась и роль Иерушалаимского Храма как религиозного и правящего центра. Великий коэн — первосвященник Храма был признан главой народа, вместе с ним действовал Совет, и они наставляли народ, вселяя в него бодрость и укрепляя его веру, что было необходимо в преддверии тяжелых испытаний, которые еще предстояли народу в будущем.

продолжение следует

Данная книга печатается ле-илуй нешама — для возвышения души — ее составителя, р. Ицхака Гольденберга

http://www.beerot.ru/?p=34991