Бемидбар — Община во всем многообразии

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2365
община

Недельная глава Бемидбар

«Пусть сыны Израиля расположатся станом вокруг Шатра Откровения – пусть расположатся каждый при своем знамени, со знаками своих отчих домов» (Бемидбар, 2:2).

В этих строках Тора указывает, в каком порядке сыны Израиля стояли вокруг Мишкана. Тем, что каждое колено будет стоять на особом, отведенном ему месте, каждый – в своем стане и при своем флаге, — они удостоятся стать колесницей святой Шехины.

Наверняка и тогда в народе Израиля были люди разного уровня — от великих праведников до простых евреев. Тем не менее, чтобы Шехина спустилась на народ Израиля, нужны были все. На первый взгляд, разве недостаточно, чтобы Шехина снизошла только на праведников, а они бы удостоили весь народ?

Это учит нас: только когда вся община Израиля, во всем ее многообразии, объединяется, как один человек, — только тогда можно удостоиться, чтобы Шехина в цельности снизошла на народ Израиля.

Сказано о нашем праотце Яакове: «Яаков сильно испугался и огорчился». Наши святые мудрецы в книге «Зоар» спрашивают: как такое может быть, чтобы Яаков, избранный из праотцев, испугался? Ответ таков: он был один, а молитва одиночки – это лишь один оттенок, и она не может приниматься так, как молитва общины. Ведь ангел, ответственный за молитвы народа Израиля, создает Оживляющему миры почетную корону, расшитую разнообразными цветами – из молитв евреев [это намек на многообразие духовного света, нисходящего Свыше во все миры в силу молитв евреев – прим. ред.]. Из общественной молитвы, включающей в себя разные «цвета», можно создать такую корону для Всевышнего, а молитва одиночки – это лишь один цвет, и корона не сможет быть красиво расшитой. В книге «Рош а-Гива» наш учитель и наставник рав Пинхас, один из учеников Виленского Гаона, пишет: «По поводу преимущества общественной молитвы: каждый человек создает “цвет” в меру его праведности, а также в зависимости от живости и радости его сердца в момент молитвы. Есть тот, кто молится с горечью в сердце и создает черные нити; есть тот, кто молится в своем богатстве, а другой – в бедности; есть тот, кто молится с радостью от выполненной заповеди, а еще один молится после интенсивной учебы Торы; какой-то человек молится, дав до этого цдаку, а другой – раскаявшись, третий – находясь в посте, и не похож оттенок молитвы одного на оттенок другого. Есть красноречивые уста, создающие бриллианты своей молитвой, а есть уста, которые высекают искры фейерверка и драгоценных камней, и нет числа разнообразию оттенков, исходящих из молитв народа Израиля.

Благословен Знающий тайное, Который видит, что происходит в сердце каждого человека, знает духовный уровень и корень души каждого, и из всех вместе сплетается и вышивается этот роскошный красивейший венец, который будет короной, украшающей голову нашего Б-га [голова намекает на высший источник разума, который является постигаемой нами первопричиной путей правления высших и низших миров – прим. ред.].

Поэтому-то и сказали мудрецы (Критот, 6): “Пост (включающий молитвы – см. мишна Таанит), в котором не участвуют злодеи народа Израиля, не считается постом”, ведь вся красота короны порой будет состоять больше из черных точек, чем из белых, красных или золотых, и без этого невозможно, — потому, что корона становится идеально красивой именно когда соединяются все точки вместе; а если бы в ней не было оттенка черного и т. п. (она бы уже не была настолько красивой – прим. пер.)

Поэтому нам следует выучить урок из поведения нашего праотца Яакова: он был избранным из праотцев, его лик высечен под Престолом Славы Творца – и все равно он не хотел полагаться только на свою молитву, поскольку был один [хотя душа его включала в себя души народа Израиля! – прим. ред.]. Что уж сказать о тех, у кого есть синагога в городе, а они не идут туда молиться в общине?»

Однако, когда молятся в общине, даже молитва того, чей духовный уровень невысок, присоединяется к общественной молитве и становится частью роскошной короны Оживляющего миры.

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=41825