Корах — Сила молитвы

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3796

Недельная глава Корах

Корах и его последователи перед всем народом подвергали сомнению Тору Творца, данную через Его пророка – Моше, и избрание Аарона. Моше решил доказать истинность своего пророчества и  устроил особое испытание, чтобы всем стало очевидно, кто из народа Израиля является действительным посланником Всевышнего для службы в Мишкане. Испытание состояло в том, что Аарон наряду с другими участниками – 250 последователями Кораха (включая самого Кораха) – принесли воскурения. В результате лишь приношение Аарона было принято Всевышним. Однако еще перед испытанием Моше молился Всевышнему, прося о том, чтобы Он не принял воскурение Кораха и его сообщников: «Не обратись к их приношениям…» (Бемидбар, 16:15).

Рамбан добавляет, что Моше молился не только о том, чтобы воскурения этих людей не были приняты, но также просил, чтобы Всевышний не принял их молитвы.

Зачем это было нужно? Зачем Моше просил Всевышнего о том, чтобы Он не слушал молитвы Кораха и его последователей? Можем ли мы подумать, чтобы их молитвы были услышаны, чтобы Творец поддержал их в бунте против Моше и Аарона?! Ведь у самого Моше не было никакого сомнения в истинности собственного пророчества, полученной Торы и избрания Аарона.

Кроме того, не стоит забывать, что участь Кораха и его сообщников была предопределена в первые шесть дней Творения. Говорится в мишне (Авот, 5:6), что тогда был создан «зев земли», предназначенный для того, чтобы поглотить Кораха и его сообщников. Все было предрешено с начала времен, и не было никакого шанса оспорить пророчество Моше и первосвященнство Аарона. Так зачем же Моше понадобилось молиться Всевышнему, чтобы Он не принял их молитвы?

Похожую идею мы можем видеть в Талмуде в трактате Макот. Говорится, что тот, кто убил человека по неосторожности, должен бежать в город-убежище и находиться там, пока не умрет первосвященник. Мы можем представить себе картину, когда все изгнанные в города-убежища ежедневно молятся о скорейшей кончине первосвященника. Ведь только так они могут получить свободу! Во избежание этого матери первосвященников заботились о еде и одежде этих преступников, чтобы они смилостивились над ними и их сыновьями и не молились о том, чтобы первосвященник поскорее умер.

Гемара спрашивает: даже если бы целая группа убийц каждый день проклинала первосвященника, почему проклятие должно быть услышано и исполнено? Вавилонский Талмуд дает один ответ, а Иерусалимский Талмуд – другой. Иерусалимский Талмуд проводит границу между проклятием и молитвой. Беспричинное проклятие не возымеет действия, притом, что искренняя молитва не будет отвергнута. Даже молитва убийцы, направленная против первосвященника, может возыметь действие, настолько велика сила молитвы!

Именно с этой позиции рав Меир Бергман отвечает на вопрос, который мы задали выше. Талмуд (Брахот, 10а) рассказывает о группе негодяев, которые унижали раби Меира, и он молился о том, чтобы они умерли. Его жена, Брурия, посоветовала ему помолиться о том, чтобы они раскаялись и не трогали его больше. Талмуд пишет, что раби Меир последовал совету жены, и в результате его молитвы те негодяи раскаялись.

Маараша задает фундаментальный вопрос на эту историю: как мог раби Меир молиться о том, чтобы кто-то раскаялся? Ведь тшува зависит только от свободы выбора самого человека (бхира хофшит – один из базисных принципов нашего мира; именно в соответствии с ним Всевышний оценивает наши поступки)! Только от личной инициативы каждого зависит, будет ли полным его раскаяние. Причем здесь молитвы посторонних? На этот вопрос есть несколько ответов. Рав Бергман выдвигает очень интересную идею: тфила (молитва) имеет преимущество перед бхира (выбор)! Молитва находится выше свободы выбора! Сила молитвы так велика, что способна повлиять даже на свободу выбора.

На этом же объяснении рав Бергман базирует трактовку места в Гемаре, говорящего о человеке, которому разрешено обручиться с женщиной даже в период «девяти дней скорби» (с 1 по 9 Ава) (Моэд Катан, 18б). Как известно, в это время преуменьшают радость и не устраивают торжеств, однако Талмуд оправдывает такое облегчение, говоря, что обручиться можно «из опасения, что кто-то другой опередит его». Дальше Талмуд ставит под вопрос это опасение, приводя в доказательство сказанное в другом месте в Талмуде, что за 40 дней до формирования эмбриона выходит Голос с Небес и провозглашает: «дочь такого-то предназначена в жены такому-то». Другими словами, браки предопределены заранее. Так как же может быть, что кто-то другой уведет у меня девушку, на которой мне предрешено жениться? Талмуд прямо пишет: «тот не помолвится с ней раньше из-за милости (бе-рахамим)». Другими словами, другой человек будет молиться, и его молитвы будут услышаны, это изменит постановление Свыше, и девушка, предназначенная определенному человеку в жены, будет отдана другому!

В этом состоит глобальный принцип устройства мира! Сила молитвы необычайно велика, и может сработать даже против праведника. Сила молитвы превосходит даже то, что было создано в начале Творения! Сила молитвы превосходит свободу выбора! Сила молитвы даже сильнее, чем изначальное предназначение, определенное до рождения человека! Будем же пользоваться этим великим оружием только к добру!


http://www.beerot.ru/?p=15875