Масей — «Испорченный радиоприемник»

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Дискин

1569
радиоприемник

Недельная глава Масей

«Если же орудием железным ударил кто кого, и тот умер, то он – убийца; умерщвлен да будет такой убийца» (Бемидбар, 35:16).

В недельной главе Масей рассказывается об убийстве преднамеренном и непреднамеренном. После перечисления законов Тора завершает: «И не оскверняйте земли, на которой вы, ибо кровь оскверняет землю, и земле не искупиться от крови, пролитой на ней, разве только кровью пролившего ее» (Бемидбар, 35:33).

Из этих стихов следует, что в Святой Земле гораздо более строгое отношение к кровопролитию, чем за ее пределами. Кровопролитие становится причиной того, что Шехина удаляется, а земля наполняется духовной нечистотой.

Рабейну Йона в «Шаарей Тшува» пишет, что нужно буквально пожертвовать жизнью, чтобы не опозорить другого прилюдно. Но ведь известно, что Тора обязывает нас умереть, но не нарушить закон лишь в трех случаях. Так нужно поступать, когда еврея принуждают прилюдно служить идолам, убить другого еврея или совершить разврат. Что же в этом списке делает запрет прилюдного посрамления? Поясняет Рабейну Йона, что прилюдное посрамление оказалось в списке строжайших преступлений, потому что является разновидностью кровопролития.

Рав Эльяшив добавляет, что, поскольку к кровопролитию в Святой Земле отношение особо строгое, то и к прилюдному посрамлению отношение соответствующее. И это объясняет высказывание наших мудрецов в трактате Бава Меция (58б): «Спросил Абайе у рава Дими: “Чего нужно особенно остерегаться в Земле Израиля”? Ответил ему: “Прилюдного посрамления”. Ведь сказал раби Ханина, что грешившие в этом мире, после смерти спускаются в Геином. Однако после очищения все поднимаются в Ган Эден. Все, кроме трех категорий людей: те, кто развратничает с замужней женщиной; те, кто прилюдно позорят других; и те, кто присваивают другим оскорбительные прозвища».

Душа негодная

Раби Элазар а-Модаи в трактате Авот (3:11) приводит длинный список тех, у кого нет удела в Будущем мире. И среди других преступлений вновь в списке находится тот, кто прилюдно позорит другого человека.

И это вызывает изумление. Ведь даже у совершившего убийство, открыто нарушившего субботу и поклоняющегося идолам есть удел в Будущем мире. А вот человек, прилюдно позорящий другого, что, на первый взгляд, никак не достигает строгости самых страшных преступлений, вдруг лишается Будущего мира. Почему?

В своем комментарии к мишне (Санедрин, 10:1) Рамбам пишет: «Пусть, на первый взгляд, преступления эти кажутся не слишком тяжелыми, однако они являются признаком того, что совершающий их обладает негодной душой. А такая испорченная душа недостойна Будущего мира».

Рамбам поясняет нам, что речь здесь вообще не идет о наказании. Это не наказание, а реальность, не позволяющая такой испорченной душе подняться в Ган Эден. Ей просто не за что там зацепиться. Расположи в Будущем мире настоящего осла, разве будет он чувствовать себя там уютно? Ему там будет не по себе, и вскоре он сам сбежит оттуда.

Иногда представляется, что прием в Ган Эден выглядит так. На входе стоят охранники, и того, кто не заработал пропуска, не впускают. Но Рамбам раскрывает нам, что врата в Ган Эден и в будущий мир раскрыты перед всеми. Вот только не всем дано укорениться там, как не может укорениться в земле растение с обрубленным корнем. Когда человек находится в бункере, то какой бы ни был у него продвинутый мобильный телефон, никаких радиоволн он не в состоянии принять. И как заканчивает тот список раби Элазар а-Модаи: «… даже если человек наполнен знаниями Торы и хорошими поступками — у совершающих те преступления нет удела в будущем мире». Почему? Потому что, если «радиоприемник» человека, его душа, является негодной и испорченной — в Будущем мире ему делать нечего.


http://www.beerot.ru/?p=42604