Матот-Масей — Деньги или дети

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3357

Недельная глава Матот

«И подошли они к нему и сказали: мы построим загоны для скота здесь и города для наших детей» (Бемидбар, 32:16)

Народ Израиля достиг степей Моава, своеобразного трамплина для завоевания Кнаана, и завоевание стало неизбежным. Однако колена Гада и Рувена, владеющие большим поголовьем скота, предпочли пышные пастбища восточного берега Иордана наделам в Земле Израиля. Они попросили у Моше разрешения на то, чтобы получить там наделы.

Моше ругал их за то, что они предоставляют другим воевать в Кнаане, в то время как сами будут обживать свои пастбища. Кроме того, их нежелание пересекать границу деморализует других, и в этом они ничем не отличаются от разведчиков, отчет которых о земле Израиля деморализовал евреев 38 лет назад.

Представители колен Гада и Реувена ответили: «Вот то, что мы хотим сделать: мы хотим построить загоны для скота и города для наших детей. Потом мы присоединимся к армии и пойдем во главе нее – воевать до тех пор, пока земля не будет завоевана и поделена. Только тогда мы вернемся в наши дома».

Моше ответил так: «Постройте города для ваших детей и загоны для ваших овец, а то, что вышло из ваших уст – исполните» (Бемидбар 32:24).

Обратите внимание на то, как Моше поменял порядок приоритетов. Они хотели построить загоны для скота и города для детей. Прежде всего – забота о скоте. Надо убедиться, что для них достаточно загонов и хлевов, чтобы они не убежали, не потерялись в лесах и не были украдены.

Овцы и коровы – ценное имущество, и надо хорошенько о них позаботиться. И лишь затем построим «города для наших детей», т. е. мы обеспечим наших детей местом, где они будут жить, пока мы будем сражаться на войне.

Моше говорит им иное: вы неправильно расставляете приоритеты. Прежде всего – «построить города для детей». Убедитесь в том, что у детей есть все, в чем они нуждаются. После этого вы можете «строить загоны для скота». Сначала – забота о детях, и лишь потом – о животных.

Мидраш определяет такой подход отрывком из Коэлет (10:2): «Сердце мудрого человека [влечет его] вправо, а сердце глупца – влево». Сердце Моше было на правой стороне, его приоритеты были верными. Однако сердца представителей колен Гада и Рувена были слева, и в их глазах большую ценность представляло то, что, на самом деле, второстепенно. Они волновались больше о деньгах, чем о благополучии детей.

Сейчас, когда мы читаем об этом эпизоде, мы можем сказать себе: как глупы могут быть люди! Как извращены их ценности! Как можно поставить благополучие скота превыше благополучия собственных детей?

Но так ли уж этот случай странен? На самом ли деле это случилось тысячи лет назад и не имеет аналогов в современном мире? Оглянитесь вокруг: люди волнуются о том, чтобы заработать побольше денег, чтобы их бизнес процветал, чтобы получить еще один диплом, открыть собственную контору… А дети? Дети просто теряются в этой гонке! Часто мы живем в местах, где невозможно дать детям нормальное еврейское воспитание, а переехать боимся из-за того, что потеряем в деньгах и почете. Мы не понимаем, что совершаем точно такую же ошибку, в которой обвинял Моше колена Гада и Рувена!

Раши пишет (Бемидбар, 32:24), что колена Гада и Рувена приняли на себя вернуться домой после распределения земли. Всего они оставались в Эрец Исраэль долгих четырнадцать лет (7 лет завоевания и 7 дополнительных лет, которые делили землю)! Допустим, что дома они оставили совсем маленьких детей – 3-4 лет. Сколько лет им было, когда вернулись их папы? Это были подростки, юноши и девушки! Мидраш говорит нам, что по возвращении отцы были в ужасе, увидев своих «малышей» – юношами, неотличимыми внешне от соседей-язычников.

Почему так произошло? Одна из причин – потому что их отцы отдали предпочтение сохранению имущества, а не заботе о духовном росте детей.

Ктав Софер обращает внимание также на конец фразы Моше: «что вышло из ваших уст – исполните». Так ли была необходима эта фраза?

Ответ кроется в том, что Моше прекрасно знал, с кем имеет дело. Люди, которые могли думать в первую очередь о скоте, а потом уже о детях, не всегда заслуживают доверия. Они так много внимания уделяют сохранению и приумножению своего имущества, что ради этого пойдут на многое. Именно поэтому Моше лишний раз напоминает им о необходимости исполнять обещанное.

Рав Цадок а-Коэн объясняет, что стремление к деньгам – сильнее, чем любое другое, потому что оно единственное никогда не бывает удовлетворено полностью. Есть границы того, как много человек может съесть и т.п., но нет предела тому, как много хочется иметь денег. Погоня за богатством становится более навязчивой, чем любое другое стремление. И слишком часто дети становятся жертвой этого…


http://www.beerot.ru/?p=16701