Матот — Война против Мидьяна — возмездие за продажу Йосефа

Дата: | Автор материала: Рав Моше Йехиэль Эпштейн из Ожарова

1693

Недельная глава Матот

«И послал их Моше, по тысяче от колена, на войну, их и Пинхаса, сына Элазара, священника, на войну…» (Бемидбар 31:6).

Пишет Раши: «…Был послан именно Пинхас, чтобы отомстить мидьянитянам за продажу Йосефа… А откуда мы знаем, что мать Пинхаса происходила от Йосефа? Как сказано: “А Элазар, сын Аарона, взял себе жену из дочерей Путиэля…” (Шмот, 6:25).

“Из дочерей Путиэля” — который откармливал быков для жертвоприношений идолам. И из потомков Йосефа, который пренебрег своим дурным началом (и победил его)».

Странным выглядит то, что в начале главы Всевышний приказывает Моше отомстить за Израиль (31:2), а когда Моше передает этот приказ, то уже повелевает народу отомстить за Всевышнего. А из комментария Раши слышится третий вариант, как будто вся эта история имеет отношение к личной мести Пинхаса, да еще и связанной с продажей Йосефа!

Если посмотреть, что говорится в источниках о качествах Мидьяна и Йосефа, то все заданные вопросы разрешатся сами. Сказано, что главным духовным проявлением Мидьяна как представителя сил зла в этом мире, является подталкивание людей к разврату. И в этом они являются прямой противоположностью Йосефу, который смог выстоять против притязаний и нападок жены Потифара, тем самым совершив великие исправления в духовных мирах. Понятно, почему именно здесь, в степях Моава, сошлись в противостоянии эти две противоборствующие силы добра и зла.

Но давайте вернемся на более чем двести пятьдесят лет назад и попробуем разобраться, за что так много вины (в истории с продажей Йосефа) возлагается на простых торговцев из Мидьяна?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобится разобраться с известной путаницей в том, кто купил и кто продал Йосефа?

Вначале сказано: «И когда проходили мимо люди мидьянские, купцы, они вытащили и подняли Йосефа из ямы, и продали Йосефа ишмаэлитянам за двадцать сребреников; а те отвели Йосефа в Египет» (Берешит, 37:28). То есть Йосеф был продан ишмаэлитянам. Однако чуть позже сказано: «А мидьянитяне продали его в Египет Потифару, царедворцу фараона, начальнику палачей» (там 37:36). А это уже противоречие. И вот как надо понимать все то, что там произошло. Изначально покупкой Йосефа заинтересовались мидьянитяне. И это понятно, ведь их злой духовный покровитель, понимая, что Йосеф несет в себе силы, способные противостоять его пагубной сущности, подталкивал своих подопечных к покупке и уничтожению Йосефа.

Братья, понимая, о чем здесь идет речь, не согласились заключить сделку с мидьянитянами и продали Йосефа ишмаэлитянам.

Однако мидьянитяне, движимые своей нечистой сущностью, все же перекупили Йосефа у ишмаэлитов и продали его в Египте. Но продали не как простого раба для работы. А продали Потифару для разврата, чтобы сломить и уничтожить дух Йосефа, не позволить ему совершить великие духовные исправления, благодаря которым сегодня народ Израиля противостоит волнам ассимиляции. А намек на это противостояние виден из гематрии слов והמדינים (155) и יוסף (156). И посмотрите, сколько усилий приложила та, страшная клипа (система сил зла), чтобы возобладать над силами Йосефа, подставляющим для нее смертельную опасность.

Это объясняет и то, почему именно Пинхас, а не его отец Элазар был отправлен во главе войск на войну против Мидьяна. Ведь родственная связь Пинхаса и Йосефа проходила по материнской линии. Это же проясняет, какое отношение имеет личная месть потомка Йосефа к глобальной мести за народ Израиля и за Всевышнего. Ведь это была война и поражение сил зла, противостоящих народу Израиля и Всевышнему, и в особенности — Йосефу. Если хотите еще один намек, то вот он: гематрия имени Пинхас (פינחס) равна 208, как и гематрия слов «сын Йосефа» (יוסף בן).

Когда же наступит окончательная победа над клипой Мидьяна?

На первый взгляд, предсказания о событиях в Шитим содержатся в словах Билама после скрупулезных попыток проклясть народ Израиля, как сказано: «И теперь я иду к народу моему; пойдем, я поведаю тебе, что сделает народ этот твоему народу в будущем» (Бемидбар, 24:14). С одной стороны, мы знаем, что речь здесь идет о начавшейся войне с Мидьяном. В то же время Балак говорит не просто о будущем, а о далеком будущем (ахарит а-ямим).

И если это уточнение верно, то получается, что противостояние с силами Пеора продолжится до конца дней. Слова упрека, произнесенные Йеошуа, только подтверждают это: «Мало ли для нас вины [служения] Пеору, от которой мы не очистились до сего дня, и [того, что] был мор в общине Г-сподней?» (22:17). А в книге «Зоар» подробно описывается то, как Йосеф и Моше трудились над тем, чтобы побороть силы зла, подталкивающие нас к разврату и идолопоклонству. И не просто так рассказывает нам Тора о том, как именно Моше занимался поиском и выносом костей Йосефа из Египта.

В трактате Сота (14а) говорится о том, почему Моше был похоронен напротив бывшего капища Бааль Пеора?

Чтобы искупать грех, который совершали евреи, поклоняясь Пеору. Пишут Тосафот: рассказывается в «Мидраш Агада», что каждый год, в то время, когда евреи поклонялись идолу, поднимается Бааль Пеор из праха, чтобы выступать с обвинением против Израиля. Но как только он видит могилу Моше, тут же погружается обратно в землю.

Перевод: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=47077