Матот — Досудебная расправа

Дата: | Автор материала: Сефер а-Хинух

1253
досудебная расправа

Недельная глава Матот

Запрещено убивать грешника без суда, даже когда мы видим его совершающим поступок, за который полагается смерть. Мы обязаны представить его перед судом вместе со свидетелями, видевшими совершенное, с тем, чтобы суд осудил его в меру его вины. Как сказано, «И не умрет убийца, пока не предстанет перед общиной на суд» (Бемидбар, 35:12). Также говорит и Мидраш: «Может быть, <нам> дано право убить совершившего убийство или прелюбодеяние? – Сказано “и не умрет убийца, пока не предстанет перед общиной на суд”», то есть, даже если сами судьи видели убийство, они должны предстать как свидетели перед другим судом. И далее говорит Мидраш: «Если сама община – (судьи) – видели убийство, может быть, им надлежит казнить убийцу сразу? – Сказано ”не умрет убийца, пока не предстанет… перед судом”».

Из основ заповеди:

Поскольку дела об убийствах (и о прочих грехах, в наказание за которые Тора предусматривает смертную казнь) весьма сложны и ответственны и требуют особой тщательности, судьям велено приложить все усилия, чтобы спасти обвиняемого от смерти.

Это не означает, не дай Б-г, искажения правосудия, но лишь обязывает общину (судей) искать обстоятельства, говорящие в защиту обвиняемого (как сказано: «И будет судить община… и спасет община»). И если таковые найдутся – спасти его, если же нет – казнить. Поэтому Тора велит нам представить убийцу перед судьями и не позволяет самим свидетелям вершить над ним суд. Ибо те, кто видел убийство своими глазами, вряд ли смогут искать оправдания преступнику, в душе, несомненно, желая его смерти.

Из законов заповеди:

Говорят наши мудрецы (Санедрин, 73), что запрет убивать без суда относится к случаю, когда убийца уже совершил преступление. Но тот, кто видит человека, преследующего другого, чтобы убить, или преследующего обрученную девушку для насилия, и не слушающего предупреждения, обязан спасти жертву, даже ценой убийства преследователя. Как говорят мудрецы (Сифри) о стихе «…и отруби руку, не пощадит глаз твой» (Дварим, 25:12). Ты должен спасти человека, отрубив руку или ногу преследователя, как сказано «отруби руку», и даже ценой его жизни, как сказано «не пощадит глаз твой». Другие подробности этой заповеди обсуждает Талмуд в трактате «Макот».

Заповедь действует в отношении мужчин и женщин в любое время. Нам запрещено убивать грешника, даже если мы видели, что он совершил преступление, наказуемое смертью. Во время, когда существует Храм, мы обязаны представить его перед судом. Тот же, кто нарушил этот запрет и убил грешника прежде, чем тот предстал перед судом (даже, если суд приговорил бы его к смерти), является убийцей и сам подлежит казни.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=40357