Насо — Тору нужно «нести на плечах»

Дата: | Автор материала: Хатам Софер

2297
на плечах

Недельная глава Насо

«А сынам Кеата не дал, ибо служба по святыне на них: на плечах должны они носить» (Бемидбар, 7:9).

В книге Шмуэля (ч. 2, гл. 6) рассказывается о том, как царь Давид пытался перенести Ковчег Завета в Иерусалим из дома Авинадава, что в Кирьят Йеарим. Во время этой процессии Давидом была допущена грубая ошибка. Он решил перевозить Ковчег Завета на повозке, в нарушение предписания Торы, что Ковчег должны переносить левиты на своих плечах. В результате этой ошибки произошла трагедия и погиб Уза, сын Авинадава.

Царь Давид забыл закон. Однако наши мудрецы поясняют, что эта забывчивость не была случайностью. Она являлась наказанием Свыше, и у Давида не было шанса не совершить ошибку. Наказание всегда является отражением греха. Оно посылается человеку для того, чтобы помочь искупить грех, помочь исправить его причину. Нам нужно попытаться понять то, чему должна была научить Давида «вынужденная» ошибка?

Говорится в трактате Сота (35а), что Давид получил наказание за то, что сказал: «Песнями были мне законы Твои…» (Теилим, 119:54).

И видится мне, что Всевышний приказал левитам носить Ковчег на плечах, а не везти на повозке, потому что Шехина присутствует в нашей среде, лишь когда мы находимся в состоянии радости.

Но в какой радости? Не в состоянии радости, пробудившейся в процессе изучения Торы, а в радости, вызванной осознанием того, что сейчас я удостоился чести приступить к изучению Торы. Именно для декларации такого отношения к Торе мудрецы и установили особое благословение перед началом ее изучения. Нельзя везти Ковчег Завета (Тору) на повозке, сделанной из неодушевленных материалов. Человек должен «нести» Тору на своих плечах. Он должен чувствовать ее, должен утруждаться от этой ноши. И когда еврей правильно подходит к этому, то в дальнейшем это перестает быть бременем, и Тора сама начинает поддерживать того, кто водружает ее на свои плечи. Ведь сказано (трактат Сота, там же), что Ковчег сам нес тех, кто нес его на своих плечах.

Давид же, сказав: «Песнями были мне законы Твои…» показал, что в тяжелые моменты своей жизни утешал и радовал себя словами Торы. Он не приступал к изучению Торы в состоянии радости. Наоборот, когда ему было тяжело на сердце, Давид изучал Тору, чтобы этот процесс вывел его из состояния грусти и привел к радости. Что и было ошибкой.


http://www.beerot.ru/?p=41829