Хукат — Почему Моше ударил скалу?

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3393
Моше

Недельная глава Хукат

«Циц Элиэзер» приводит от имени ребе из Гур понимание Рамбамом проступка Моше у Мей Мерива. Раши и другие комментаторы объясняют, что проступок состоял в том, что Моше ударил скалу, вместо того, чтобы просто приказать ей. Рамбам в «Шмоне Праким» объясняет: грех состоял в том, что Моше вышел из себя, возмущенный поведением евреев, и упрекал их, говоря: «Услышьте эти слова, вы, бунтари!» (Бемидбар, 20:10). Согласно Рамбаму получается, что проступок (и, следовательно, наказание) Моше не имеет ничего общего с ударом по скале!

«Циц Элиэзер» от имени ребе из Гур поддерживает Рамбама и его подход, приводя в доказательство отрывок из молитвы о дожде (тфилат а-гешем), которую мы говорим в праздник Шмини Ацерет. Там есть такие слова: «Во время, когда возлюбленный народ нуждался в воде, он ударил скалу и вышла вода… в заслугу этой праведности, вышло много воды!» Ребе из Гур возражает другим комментаторам: если бы то, что Моше ударил по скале, было ошибкой (как говорит Раши), зачем приводить это эпизод как свидетельство праведности Моше (в молитве о дожде). Можно было бы возразить на это – эпизод с ударом по скале относится к недельной главе Бешалах, когда Моше прямо было приказано ударить по скале. Однако поскольку прямо не указано иное можно понять, что оба эти эпизода приводятся в заслугу Моше!

«Циц Элиэзер» не отрицает при этом, что удар по скале не был приказан Моше Свыше. Что же побудило его сделать это? Какая именно праведность Моше подразумевается в цитате из молитвы о дожде?

Давайте вспомним, что все эти годы (странствий по пустыне) народ Израиля имел воду в заслугу Мирьям. Недельная глава Хукат рассказывает нам о смерти Мирьям и исчезновении чудесного колодца. Возникает вопрос: почему на этот раз, когда народ Израиля отчаянно нуждался в воде, Всевышний изменил приказ Моше и повелел не бить по скале, а сказать ей? Почему в главе Бешалах приказанием было именно ударить по скале, а в главе Хукат – сказать?

Изначально, как мы упомянули выше, колодец путешествовал со станом Израиля в заслугу Мирьям. Однако Мирьям, какой бы великой пророчицей ни была, все же не находилась на одном уровне с Моше. Именно в этом мы видим объяснение того, что чудо в заслугу Мирьям было более естественным. На нашем с вами уровне подобное различие не кажется очевидным, но, говоря языком Торы, «меньшее» чудо это ударить по скале, чтобы из нее пошла вода, нежели приказать скале дать воду. Величие Моше проявилось и в том, что его чудеса были более «сверхъестественными». Большие заслуги Моше позволили ему добыть воду из скалы, просто приказав ей, и это – именно то, что Всевышний приказал сделать. Моше знал, что ему достаточно сказать скале, и из нее пойдет вода. Однако, даже обладая такой уверенностью, все же он думал, что это каким-то образом снизит репутацию его сестры, заслуги которой были не так велики, и поэтому вода текла из скалы только с применением силы (после удара). Здесь мы видим еще одно проявление беспрецедентной скромности Моше: он не хотел выглядеть более великим, чем его сестра, и в силу праведности и скромности ударил скалу. Это – то, что мы говорим в молитве о дожде.

Теперь части мозаики складываются в стройную картинку. Мы обращаемся к Творцу с молитвой о дожде. Мы говорим Ему, что мы, возможно, недостойны столь великого благословения, но мы отчаянно в нем нуждаемся. Мы умоляем Всевышнего выйти за рамки качества Суда, и просим Его вспомнить эпизод с Моше. Он мог сказать скале, и этого было бы достаточно для того, чтобы пошла вода. Но Моше «вышел за рамки». Он не хотел добавлять себе почета, и при этом хотел сохранить память о сестре, как великой пророчице, не дав никому усомниться в величии ее заслуг. Именно за такой поступок, полный великодушия со стороны Моше, мы просим Творца быть великодушным к нам. Это – причина упоминать событие у Мей Мерива даже в молитве о дожде.


http://www.beerot.ru/?p=16190