Гостеприимство Авраама — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ваера

Дата: | Автор материала: Рамбан

4056

Недельная глава Ваера

Гостеприимство Авраама

«И к скоту побежал Авраам…» (Берешит, 18:7).

Об этом сказано, чтобы показать великую щедрость его души. Ведь он значительный человек, у которого триста восемнадцать домочадцев, «обнажающих меч», а он стар и очень слаб после обрезания, – но, тем не менее, он сам пошел в шатер Сары поторопить ее с выпечкой хлеба, а затем поспешил к месту, где у него был скот, чтобы выбрать там лучшего теленка и приготовить его для гостей. И он не поручил это кому-нибудь из своих слуг, готовых выполнить его волю.

Почему смеялась Сара?             

«И рассмеялась Сара про себя… И сказал Г-сподь Аврааму: “Почему смеялась Сара?.. Разве есть что-либо невозможное для Г-спода?! В назначенный срок Я вернусь к тебе – ровно через год, а у Сары – сын”. И отрицала Сара, говоря: “Не смеялась я”, – так как она испугалась, но сказал: “Нет, ты смеялась”» (Берешит, 18:12-15).

И я поражаюсь: как праведная пророчица могла отрицать то, что Всевышний сказал пророку?! И еще, почему она не поверила словам Б-жьих ангелов?

И мне представляется, что эти ангелы, выглядевшие как люди, пришли к Аврааму, и он в своей мудрости распознал их, и они известили его: «Непременно вернусь к тебе…, и у Сары… – сын» (там же, 18:10). И «Сара слышала» (там же), но она не знала, что это небесные ангелы, как это было и с женой Маноаха. А может быть, она и вообще их не видела.

«И рассмеялась Сара» – насмехаясь над их словами, подобно сказанному: «Сидящий в Небесах позабавится, Г-сподь посмеется над ними» (Теилим, 2:4). Ведь смех, выражающий радость, – на устах, как сказано: «Тогда наполнятся наши уста смехом» (там же, 126:2), но «смех про себя» не выражает радость. И Святой, благословен Он, обвинил ее перед Авраамом в том, что это обещание показалось ей невозможным, – ей следовало бы поверить или уж, во всяком случае, сказать: «Амен! Пусть так и сделает Б-г».

И вот, Авраам спросил ее: «Почему ты смеялась? Разве есть что-либо невозможное для Г-спода?!», – но он не объяснил ей, что это Б-г открыл ему ее тайну – т. е. то, что она «рассмеялась про себя». А она отрицала из-за трепета перед Авраамом, так как думала, что он говорит так, основываясь на выражении ее лица или на том, что она промолчала и не восхвалила Творца, и не поблагодарила Его, и не обрадовалась этому обещанию. А Авраам сказал: «Нет, ты смеялась», – и тогда она поняла, что ему сообщено об этом в пророчестве, и она промолчала и не ответила ему ни слова [Рабейну Бхайе поясняет, что, хотя в Торе и написано: «И сказал Г-сподь Аврааму: почему это смеялась Сара?..» (Берешит 18:13), – эти слова произнес ангел Михаэль, но Тора называет посланца именем Того, чье поручение он выполняет. И поэтому он сказал: «Разве есть что-либо невозможное для Г-спода?!» (там же, 18:14), а не «Разве есть что-либо невозможное для Меня?!»].

И еще следует объяснить, что Авраам не сказал ей о том, что ему было открыто в предыдущем пророчестве: «Сара, твоя жена, родит тебе сына, и назовешь его именем Ицхак…» (Берешит, 17:19). Возможно, он ждал, что Всевышний Сам известит ее в ближайшее время, так как он знал, что «Г-сподь Б-г не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос, 3:7). А возможно, в своем великом рвении к выполнению заповедей он был всецело занят своим обрезанием и обрезанием своих многочисленных домочадцев, а затем от слабости все время сидел в тени, у входа в шатер, и ангелы пришли прежде, чем он успел рассказать Саре.

«Только этим людям не делайте ничего…»

«Вот у меня две дочери, которые не знают мужчины, – выведу их к вам, и делайте с ними, что вам угодно, – только этим людям не делайте ничего, раз уж они пришли под сень моего крова» (Берешит, 19:8).

Через достоинства Лота становится виден его изъян: он очень старается спасти своих гостей, поскольку они пришли под сень его крова, – но ради того, чтобы умиротворить жителей города, он готов пожертвовать честью своих дочерей. И это свидетельствует о порочности его сердца: очевидно, растление девушек не казалось ему чем-то исключительным, и он не считал, что совершает по отношению к своим дочерям такое уж большое зло. И поэтому сказали наши наставники: «В мире принято, что человек жертвует собой за своих дочерей и за свою жену – либо он убивает, либо его убивают. А этот передает своих дочерей на растление. Сказал ему Святой, благословен Он: «Ты сохранишь их для самого себя!».

И Лот боялся за своих гостей, так как думал, что это – люди, но когда они «поразили слепотой» жителей Сдома и сказали ему: «Уничтожаем мы это место» и «Послал нас Г-сподь уничтожить его» (Берешит, 19:13), – тогда он распознал их и решил делать все, что они повелят.

Спасение Лота

«И было, когда Б-г истреблял города той долины, вспомнил Б-г Авраама и выслал Лота с <места> переворота…» (Берешит, 19:29)

Лот проявил преданность праведнику, когда отправился вместе с ним «странствовать по земле», как сказано: «И пошел с ним Лот» (Берешит, 12:4), – пошел, чтобы сопровождать Авраама. И поэтому он был спасен в заслугу Авраама, так как Авраам, в сущности, был косвенной причиной, по которой Лот очутился в Сдоме, – ведь если бы не Авраам, Лот все еще жил в бы Харане со своими родными [хотя Лот родился не в Харане, а в Ур Касдиме, вся его родня жила именно в Харане (Перушей а-Тора ле-Рамбан, Берешит, 19:29; см. также комментарий к Берешит, 11:28)]. И невозможно, чтобы Лота постигло зло за то, что он сопровождал Авраама, который отправился в странствие по повелению Творца. И в этом также была причина того, что ради него Авраам самоотверженно преследовал четырех царей.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=21094