Ваера – Лот, человек противоречий

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1484
противоречий

Недельная глава Ваера

Кто поймет человеческую душу? Сказано: «и двинулся Лот с востока». Слово «ми-кедем» («с востока») объясняет Раши: «отодвинулся от Кадмона всего мира (от Предшествующего миру, т. е. Всевышнего), сказал: “Невозможно быть ни с Авраамом, ни с его Б-гом”». А с другой стороны – принимал гостей, жертвуя собой, и пек мацу, как видел в доме Авраама!

Если вам кажется это удивительным, давайте посмотрим на Кораха: он спорил с Моше рабейну и его пророчеством, и с тем, что Тора – с Небес. Увлек за собой двести пятьдесят глав Санедрина и Она бен Пелета. Потом Он бен Пелет хотел было уклониться от участия, но ведь он уже пообещал. Тогда жена ему сказала: «Иди спать, я сама с ними поговорю». Они подошли к его шатру и увидели, что она стоит и расчесывает волосы на пороге шатра. Сразу же отвернулись, сказав: «Нельзя сейчас с ней разговаривать, это нескромно» – и ушли!

Как можно это понять? Спорить с Моше и с тем, что Тора – с Небес, и с другой стороны – строго выполнять законы скромности! Сколько противоречий в сердце человека!

А об Эсаве сказано, что среди пяти грехов, которые он совершил в тот день, было два таких: отрицал Всевышнего и презрел служение первенцев. Непонятно: неужели от вероотступника требуют, чтобы он уважал свое служение Творцу? Более того, если он уже все отрицал, зачем желал благословений? Почему настолько разозлился на Яакова за то, что тот отнял у него благословения, что поклялся его убить? И сказано, что «закричал громко и горько, и зарыдал». Ведь все благословения – от Источника благословений, как сказано: «И даст тебе Всевышний». Как можно отрицать Творца и желать Его благословений?

Но это и есть человек! Рав Йерухам Лейвович, машгиах (духовный наставник) ешивы Мир, говорил, что зря мудрецы и исследователи напрягали свой мозг в попытках разрешить противоречия в поведении человека. Сколько чернил было пролито, сколько перьев сломано, – и все впустую. Почему? Потому что человек по сути своей – создание, полное противоречий!

Я помню одну историю. Один из руководителей Гистадрута, человек антирелигиозный, однажды купался в море возле Тель-Авива, и попал в водоворот. На его счастье, спасатель заметил его, поспешил к своей лодке, добрался до него и вытащил. Когда спасатель приблизился к нему, то услышал, как тонущий в страхе кричит: «Я не делаю тшуву! Я не делаю тшуву

Ну, скажете вы, так и в Гемаре написано: «Злодеи даже на пороге Геинома не раскаиваются». Да нет, послушайте до конца. Когда он пришел в себя, его спросили, почему он это кричал. И он рассказал: «Я вырос в религиозном доме, отец мой был хасидом Слонимского двора. Я увлекся новыми веяниями и перестал соблюдать. Решил поехать в Землю Израиля вместе со своей группой, и основать там киббуц. Отец сказал мне: “Вполне возможно, что мы расстаемся навсегда, и больше я тебя не увижу (так оно и вышло). У меня есть к тебе одна просьба: прежде, чем ты уезжаешь в Землю Израиля, пойди к ребе из Слонима, получи от него напутственное благословение”. Честно говоря, мне это все уже было неинтересно, но, как говорится – последнюю просьбу грех не выполнить. Я надел кипу и зашел к ребе. Он прекрасно знал, кто я и что собой представляю. Он сказал мне: “Ты вырос здесь, среди нас, но у человека всегда есть свобода выбора. Так что тебя занесло в другие края. Но ничего тебе не поможет, твои корни здесь. Знай, что ты не умрешь без раскаяния!”»

Когда он вышел от ребе, снял кипу, и больше она на его голову не вернулась. Но вот сейчас, когда попал в водоворот, то испугался, что конец близок, и тогда – вспомнил слова ребе из Слонима. Начал кричать, что он не раскаивается. А раз так – значит, не умрет, ведь ребе обещал. И доказательство тому то, что на самом деле спасся!

Я задумываюсь на этой историей и спрашиваю: этот товарищ – вероотступник, или верующий? Если он – отступник, то что ему до обещания ребе. А если верующий – то почему не накладывал сегодня утром тфиллин?

А ответ прост: он – обычный человек, полный противоречий…


http://www.beerot.ru/?p=43603