Ваера — Почему Сара должна была поверить бедуинам?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3800

Ежедневная цитата

Праведник верой своей будет жить 
Хавакук (2:4)

Недельная глава Ваера

«И засмеялась Сара про себя, говоря: после того, как увяла, будет мне молодость? И сказал Г-сподь Аврааму: почему смеялась Сара, говоря: подлинно ли рожу, а я состарилась?» (Берешит, 18:12-13)

В комментарии на недельную главу Раши пишет, что ангелы, которые пришли к Аврааму, были подобны людям, поэтому Авраам, приняв их за бедуинов, поклоняющихся праху на своих ногах, попросил их омыть ноги еще до входа в его дом. Если так, непонятна критика Б-га по отношению к Саре: «Почему смеялась Сара, говоря: подлинно ли рожу, а я состарилась?» В чем была ее ошибка? Ведь у нее не было никаких оснований верить тем, кто выглядел как бедуины, что произойдет настоящее чудо, далеко выходящее за пределы природных явлений. Нашли ли мы за всю мировую историю прецедент, чтобы человек, уже состарившись, вновь стал молодым? «Только простофиля будет верить любой вещи» (Мишлей 14:15), говорит царь Шломо, мудрейший из всех людей. Сара не была простофилей и поэтому не поверила.

Ответ на этот вопрос мы находим в словах Рамбана. Из его слов видно, что, хотя Сара, конечно же, не была обязана верить тем, кого принимала за людей, всё же она не должна была смеяться. Ведь смех говорит о том, что согласно ее пониманию нет никакой возможности, чтобы она родила. «И Святой, благословен Он, обвинил ее перед Авраамом в том, что это обещание показалось ей нереальным», – пишет Рамбан. «Ей следовало бы поверить или, во всяком случае, сказать: “Амен! Пусть так и сделает Б-г”», – продолжает великий комментатор.

Рамхаль в книге «Даат Твунот» пишет, что одна из самых важных задач еврея в этом мире – твердо осознавать, что «нет для Него никаких препятствий. Он Сам непосредственно управляет всеми созданиями, всё происходящее в мире происходит по воле Его и делается руками Его, не случайно, не по законам природы или судьбы».

А рав Хаим из Воложина в своей знаменитой книге «Нефеш а-Хаим» (3:12) утверждает, что для еврея, который четко осознает вышеупомянутый принцип, Всевышний будет творить в случае надобности чудеса и менять для него законы природы. «Ведь для Него, благословен Он, всё равно, как то, так и это (имеется в виду, как действовать: придерживаясь законов природы или же не считаясь с ними)», – пишет рав Хаим.

 


http://www.beerot.ru/?p=6877