Ваешев — С какой целью Г-сподь испытывает праведников?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2807

Недельная глава Ваешев

«И поселился Яаков на земле проживания своего отца, в земле Кнаана» (Берешит, 37:1).

Раши приводит слова наших мудрецов: «захотелось Яакову жить спокойно – тотчас постигло его несчастье с Йосефом (вызванное раздором). Стоит праведным захотеть жить спокойно, Святой, благословен Он, говорит: “Мало праведным того, что уготовано им в мире грядущем, хотят они жить спокойно и в этом мире?”» На первый взгляд, непонятно, какова вина Яакова в том, что он пожелал жить спокойно. Ведь, несомненно, он не хотел сидеть, сложа руки, погружаясь в удовольствия этого мира. Спокойствие ему было необходимо для того, чтобы он смог посвятить себя духовной работе.

Объясняет рав Йосеф Юзл Горовиц, Саба из Новардока (приведено в книге «а-Мусар ве-аДаат»): мудрецы не имеют в виду, что Яаков получил за это наказание. По его словам, тут говорится о том, что Творец знает: для праведника жизнь, наполненная трудностями и испытаниями, дает возможность гораздо большего продвижения, нежели спокойная, безмятежная жизнь. Когда праведник прикладывает силы, чтобы преодолеть трудности, это дает ему возможность духовного роста. Поэтому, как только представилась Яакову возможность жить спокойно, сразу же послал Творец несчастье с Йосефом.

Слова Сабы из Новардока помогут нам получить ответ на другой вопрос. Как известно, Творец испытывает праведников, как сказано в Теилим (11:5): «Г-сподь праведника испытает». А в мишне сказано (Пиркей Авот, 5:3), что «десятью испытаниями испытывал (Всевышний) Авраама». Обычно испытания необходимы, чтобы узнать истинную натуру человека. Но если так, для чего Творцу нужно испытывать праведников? Ведь Г-сподь, несомненно, знает, что в их сердцах. Основываясь на словах Сабы из Новардока, сможем дать следующий ответ на этот вопрос: испытания не только открывают истину в сердце праведника, но и помогают укрепить его. Авраам до испытания, в котором было приказано ему принести Ицхака в жертву, и после него – это не тот же Авраам. Поэтому Г-сподь посылает праведникам испытания.

Конечно же, мы не должны стремиться к испытаниям, ведь, кто знает, сможем ли мы устоять в них или, не дай Б-г, нет. Поэтому в молитве мы просим: «И не приведи меня ни к испытанию, ни к стыду», т. е. мы опасаемся, что можем не устоять. Но если Творец посылает нам испытание, мы не должны падать духом, а, наоборот, это должно только приободрить нас, ведь Творец тем самым желает приподнять нас на новые духовные ступени.


http://www.beerot.ru/?p=8366