Ваешев — Кто подбросил муху фараону?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1725
муху

Недельная глава Ваешев

«И возвратил начальника виночерпиев на должность виночерпия, и он подал чашу в руку фараону. А начальника пекарей он повесил, как истолковал им Йосеф» (Берешит, 40:21-22).

Результаты расследования преступлений главного виночерпия и главного пекаря, весьма удивляют. Ведь из пояснения Раши мы понимаем, что преступление виночерпия состояло в том, что в кубке фараона была найдена муха. В тоже время пекарь провинился тем, что в хлебе, выпеченном под его руководством, был найден камень. И нет ни малейшего сомнения, что вина виночерпия была гораздо значительней, чем провинность пекаря. Ведь кубок с вином виночерпий лично подавал в руку царя. И как же велико должно быть оскорбление и негодование царя, когда он поймет, что виночерпий собственноручно чуть не скормил ему настоящую муху! А вот кондитерские изделия не было принято подавать в руку царя, их просто ставили на стол. Да и совсем не обязательно фараон захочет отведать мучных изделий. Так как же фараон и его судьи решили казнить менее провинившегося пекаря, и оставить в живых виночерпия?

Дополнительный вопрос задает рав Йехиэль Михель Эпштейн, автор книги «Арух а-Шулхан».

Он не понимает, как это так совпало, что неприятности у виночерпия и пекаря произошли практически одновременно? И еще. Даже если оба министра по-настоящему провинились, логично было бы предположить, что их разжалуют и отстранят он должности. Но здесь происходят странные события. Сперва обоих отправляют под арест на целый год, а после одного прощают, а другого казнят. Разве это логично? Также непонятно, почему для описания проступка министров, в стихе использован глагол חָ֥טְא֛וּ (хату) – «согрешили»? Разве это грех? Это скорее разгильдяйство или попустительство, но никак не грех!

Рав Эпштейн дает ответы на все эти вопросы:

«Подсказывает мне мое сердце, что дело было так. Оба эти министра давно ненавидели друг друга. И каждый мечтал напакостить другому, да так, чтобы оппонент был отстранен от важной должности. Первым приступил к делу главный виночерпий, который подбросил камень в тесто, из которого готовились кондитерские изделия для фараона. Как только тот обнаружил камень во рту, главный пекарь понял, чьих рук это дело. Реакция не заставила себя долго ждать, и уже скоро фараон обнаруживает в своем кубке муху.

Получается, что главный грех министров состоял в том, что свои личные споры они решили сводить за счет фараона. Это же объясняет и то, что грех главного пекаря выглядел куда более значительным. Как же ты осмелился совершить акт возмездия, зная, что муха точно окажется в кубке фараона? Соответственно, после расследования, длившегося в течение двенадцати месяцев, был казнен именно главный пекарь. Что же касается главного виночерпия, то его судьи решили пощадить. И пусть он был первым, кто захотел нанести вред, однако его поступок не выглядел как тяжкое преступление. Ведь совсем не обязательно, что царь решит попробовать хлеб, стоящий на столе. А если и решит, то кто сказал, что возьмет именно ту булочку, в которой находится камень. Поэтому главный виночерпий не был казнен, а позже даже восстановлен в своей должности».


http://www.beerot.ru/?p=44181