Ваешев — Сила заповеди

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1537
сила заповеди

Недельная глава Ваешев

«И услышал Реувен, и спас его от них» (Берешит, 37:21).

«Сказал раби Ицхак: Тора учит тебя правильному поведению (дерех эрец), что когда человек исполняет заповедь, пусть исполняет ее с радостью в сердце, ведь если бы Реувен знал, что Всевышний напишет о нем: “И услышал Реувен, и спас его”, он бы взял Йосефа на плечи и отнес отцу. И если бы Боаз знал, что Всевышний напишет о нем: “Он протянул ей обжаренных (ячменных) зерен”, он бы накормил ее откормленными телятами.

Раби Коэн и раби Йеошуа, сын раби Симона, от имени раби Леви, сказали: раньше, когда человек исполнял заповедь, пророк записывал ее, а сейчас, когда человек исполняет заповедь, кто ее записывает? Пророк Элияу и царь Машиах, а Всевышний ставит печать, как сказано: “Тогда говорили Б-гобоязненные люди друг с другом, и Всевышний прислушивался и внимал, и записывал в Свою Книгу памяти Б-гобоязненных людей и думающих о Его Имени”» («Ваикра Раба»)

И Реувен, и Боаз не представляли себе величие и важность своих поступков. Реувену казалось, что он всего-навсего спасает своего брата.

Но ведь на самом деле, если бы Йосеф погиб, то народ Израиля не мог бы существовать, и все сотворение мира оказалось бы бесцельным, ведь наши мудрецы объясняют, что еврейский народ можно было построить только в соединении всех двенадцати колен вместе. Невозможно было сделать это при помощи меньшего числа колен. И более того: если бы не Йосеф, весь мир бы погиб за семь лет голода, которые наступили позднее.

С другой стороны, если бы Реувен приложил большие усилия в исполнении заповеди и сразу же взвалил Йосефа на плечи, и принес отцу – он избавил бы народ Израиля от всего египетского изгнания.

Точно так же все переговоры Боаза с Рут содержали в себе будущее рождение царя Давида и праведного Машиаха. Однако эти столпы мира не придавали этим событиям такой важности и не знали, что их поступки будут записаны в Торе и установят будущее еврейского народа навечно. Они считали, что их поступки – это поступки отдельного человека, которые не распространяются за пределы деяния, видимого глазу.

Поэтому и говорят наши мудрецы: пусть человеку не кажется, что Тора уже написана, и наши деяния не записываются в книги пророков, и нет никакой особенной важности в поступке отдельного индивидуума в отношении будущего и вечности всего еврейского народа. Это совсем не так: каждый хороший поступок каждого еврея является кирпичиком в строении будущего для народа Израиля, до такой степени, что пророк Элияу, вестник Избавления, и царь Машиах, – это те, кто записывают исполненную заповедь, поскольку от нее зависит будущее их миссии, а Всевышний как бы ставит печать на написанном ими.

Именно это имели в виду наши мудрецы в Пиркей Авот: «Исполняй внимательно как легкую заповедь, так и тяжелую, ведь ты не знаешь, какую награду получают за заповеди».

Имеется в виду не только чудесная награда за исполненные заповеди – Ган Эден и будущий мир. Ты еще не знаешь, каким судьбоносным может оказаться это действие, как в отношении будущего самого человека, так и в отношении всего народа Израиля. И хотя тебе кажется, что исполнение этой заповеди – что-то простое и неважное, пророк Элияу и царь Машиах знают ее подлинную ценность. И они как бы стоят и ждут, когда же это действие будет сделано в совершенстве и с радостным сердцем, и Всевышний ставит на нем свою печать, – чтобы эта заповедь построила будущее еврейского народа и привела полное Избавление – да произойдет это в скорости, в наши дни, Амен.

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=44179