Лакомства к субботнему столу — Ваешев

Недельная глава Ваешев

Недельная глава Ваешев начинается с очень непростой истории взаимного непонимания между Йосефом и его братьями. В стихах (Берешит, 37:2-5) сказано: «Вот родословие Яакова: Йосефу было семнадцать лет. И он пас овец с братьями, с сыновьями Билы и сыновьями Зилпы, жен отца своего. И доводил Йосеф худые слухи о них до отца их. А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей своих… И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его, и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно. И приснился Йосефу сон, и рассказал братьям своим, и они еще более возненавидели его».

В чем причина того, что такие несомненные праведники, как сыновья Яакова, возненавидели своего брата? Дело в том, что раньше, в поколениях Авраама и Ицхака только один из детей продолжал путь отца, другие же уходили в сторону и были подобны кожуре, закрывающей плод, которая нужна только пока плод растет, но когда он вырос, кожура отбрасывается как ненужная. Так было с Авраамом, из всех сыновей которого только Ицхак продолжил дорогу отца; так было и с детьми Ицхака – Яаковом и Эсавом – только Яаков выбрал дорогу Творца. Поэтому старшие сыновья Яакова опасались, что Йосеф очерняет их в глазах отца, для того чтобы столкнуть их с пути Всевышнего и одному унаследовать путь святости Яакова. Братьям казалось, что Йосеф – самонадеянный гордец, пытающийся подчинить их себе, особенно после того, как они услышали его сны, из которых следовало, что он хочет властвовать над ними. С этого момента братья стали серьезно бояться того, что Йосефу удастся «обмануть» отца и лишить остальных детей Яакова доли в его духовном наследии. Таким образом, с точки зрения братьев, будущее Яакова находилось под угрозой, и именно поэтому, а ни в коем случае не из банальной зависти, решили они вырвать «сорняк из виноградника Всевышнего» для того, чтобы спасти зарождающийся народ Израиля.

Мальбим

Тора рассказывает нам о снах, которые видел Йосеф и из-за которых братья еще больше стали ненавидеть его. Стихи (Берешит, 37:7-11) говорят: «И вот, мы вяжем снопы среди поля; и вот, поднялся мой сноп и стал прямо; и вот, кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: что же ты будешь царствовать над нами или силой подчинишь нас себе? И еще более возненавидели его за сны его и за слова его. И приснился ему еще сон другой, и он рассказал его братьям своим, и сказал: вот, приснился мне еще сон, что вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему; что это за сон, что приснился тебе? Неужели придем я и твоя мать, и братья твои поклониться тебе до земли? И стали ревновать его братья…».

Объясняет «Бейт а-Леви»: есть известное правило – все сны исполняются настолько, насколько они растолкованы. В тот момент, когда Йосеф рассказал свой первый сон, братья тут же его растолковали, сказав: «что же ты будешь царствовать над нами или силой подчинишь нас себе?». Сказав это, братья поняли, что сами растолковали сон Йосефа, и тогда «еще более возненавидели его за сны его и за слова его» – за то, что рассказал сон, да еще и спровоцировал их растолковать его. Поэтому, когда Йосеф рассказал второй сон, братья воздержались от комментариев, но когда отец сказал: «Неужели придем я и твоя мать, и братья твои поклониться тебе до земли?», братья увидели, что и второй сон Йосефа растолкован, и тогда «стали ревновать его братья», потому что испугались, что сны станут реальностью.

«Бейт а-Леви»

Рабейну Ашер задает вопрос: зачем Йосеф рассказывал свои сны братьям, ведь он понимал, что они, услышав их, станут еще больше ненавидеть его? Но следует сказать, что сны Йосефа имели статус пророчества о будущем, а известен закон – пророк, скрывающий пророчество, которое получил, наказывается смертью с Небес. Поэтому Йосеф решил: даже если братья, услышав сны-пророчества, захотят его убить, возможно, Всевышний спасет его. Но если он испугается братьев и скроет от них пророчество, кто спасет его от наказания с Небес?

Рабейну Ашер

Йосеф, выполняя поручение Яакова, отправляется в Шхем, чтобы проведать братьев. По дороге с ним происходит следующее (Берешит, 37:15-17): «И нашел его человек, и вот он заблудился в поле, и спросил его этот человек, говоря: что ты просишь (ищешь)? И сказал: братьев моих я прошу (ищу), скажи, пожалуйста, мне, где они пасут? И ответил тот человек: они уже ушли отсюда. Слышал я, ушли отсюда в Дотан… и пошел Йосеф за своими братьями, и нашел их в Дотане». Говорит «Мидраш Раба» что тот, кого Тора называет здесь «человек», на самом деле был ангел Гавриэль.

Рав Йонатан Эйбейшиц («Аават Йонатан»), объясняя это место, задает вопрос: как можно было заблудиться в поле, и почему ангел открывается Йосефу именно там? Нужно сказать, что, подобно тому, как Яаков, перед тем как уйти на двадцать два года из дома отца, молился на месте Храма, так и сейчас Всевышний хотел, чтобы Йосеф, перед тем как расстаться на двадцать два года с Яаковом, помолился в этом месте. И как для Яакова было сделано чудо, и место Храма «прыгнуло» навстречу ему, так и Йосеф чудесным образом оказался там. Тора иносказательно называет это место «поле», как сказано (Берешит, 24:63): «И вышел Ицхак молиться в поле…», и хотя Яаков назвал место Храма «дом», как сказано (Берешит, 28:17): «…насколько страшно это Место – оно не что иное, как дом Б-га…». Тем не менее, поскольку вся история Йосефа намекает на разрушение Храма и галут, Тора называет это место «поле», как сказано (Миха, 3:12): «…Цийон как поле будет распахан…». В этом-то месте и молился Йосеф, и, подобно Яакову, увидел там ангела, поднимающего его молитву. Поэтому Гавриэль и спросил его: «что ты просишь?» – что ты просишь у Всевышнего? На что Йосеф ответил: «братьев моих я прошу» – прошу, чтобы они любили меня как братья, и тогда сможем мы вместе построить Храм. Но поскольку, как известно, Храм может быть построен, только если есть царь, Йосеф хотел стать царем, и на это намекал братьям, рассказывая свои сны. Но ангел ответил: «ушли отсюда в Дотан» – они хотят не строить Храм; «идти в Дотан» – значит, идти в пустыню, чтобы получить там Тору, которая предшествует строительству Храма, а получить Тору может только свободный народ, над которым нет никакой другой власти, кроме власти Всевышнего. Поэтому и сказано: «…нашел их в Дотане». Слово «в Дотане» «בדותן» – аббревиатура фразы: בדבר תורה דנו אותו – «по слову Торы судили его».

«Аават Йонатан»

В недельной главе Ваешев рассказывается история рождения сыновей Йеуды: Переца, от которого происходят великие еврейские цари – Давид, Шломо, Хизкияу, Машиах, и Зераха – родоначальника династии великих праведников и пророков. Но сама история их появления на свет кажется очень противоречивой. Тамар, невестка Йеуды, овдовев после смерти двух его сыновей и видя, что Йеуда, вопреки обещанию, не дает ей выйти замуж за третьего своего сына, делает следующее (Берешит, 38:14-16): «И сняла она с себя одежду вдовства своего, и покрыла себя покрывалом, и окуталась; и села на развилке дорог… И увидел ее Йеуда, и принял за блудницу, потому что она закрыла лицо свое, и свернул он к ней с дороги…».

Говорит мидраш «Сехель Тов»: «Почему стих говорит “и свернул к ней”, ведь можно было сказать “и пришел к ней”? Так сказал раби Йоханан: Йеуда хотел пройти мимо, но Всевышний послал ангела, который сказал ему: “Куда ты идешь? А от кого произойдут цари и спасители еврейского народа?” И заставил Йеуду свернуть с дороги».

Дополнительное объяснение дает рабейну Ашер: как может быть, что такой праведник, как Йеуда, сворачивает к блуднице? Но следует объяснить это так: стих использует здесь слово ויט – «и свернул», и это же слово использует Тора в другом случае, когда говорится об ослице Билама, которую ангел заставил свернуть с дороги (Бемидбар, 22:23):ותט – «…и свернула ослица с дороги…». И, согласно принципу гзера шава, следует сказать, что так же, как и в случае с ослицей Билама, Йеуда свернул с дороги не по своей воле – его заставил это сделать ангел, посланный Всевышним, чтобы от Йеуды и Тамар произошла царская династия. А если спросишь, почему родословная праведных еврейских царей – Давида, Шломо и других, и также Машиаха – началась с такой нелицеприятной истории, то, так сказали наши мудрецы, благословенна их память: «не назначают руководителя над общиной, кроме как если корзинка с грязью висит за его спиной», и если возгордится, то скажут ему: «посмотри, что у тебя за спиной!» Поэтому и началась царская династия колена Йеуды таким «странным» способом, ведь если захотят Йеуда или его потомки вознестись над своими братьями, сказав: «от нас происходят цари», ответят им: «замолчите, вспомните лучше, как началась ваша царская династия!»

Приведено в «Шаарей Аарон»

Йосеф, находясь в тюрьме, куда он брошен по ложному обвинению, разгадывает сны двум министрам фараона, сидящим там же. Сообщив министру-виночерпию разгадку его сна, Йосеф просит (Берешит, 40:14): «Вспомни же обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделай мне милость, и напомни обо мне Паро, и выведи меня из этого дома». Но далее (там же, 23): «И не вспомнил министр-виночерпий Йосефа, и забыл о нем». Говорит «Мидраш Раба»: из-за того, что Йосеф понадеялся на человека и попросил министра-виночерпия о помощи, ему пришлось провести в тюрьме еще два года.

В связи с этим возникает вопрос, а что плохого сделал Йосеф, ведь совершенно очевидно, что человек, находящийся в опасности, должен предпринимать усилия ради своего спасения? Объясняет это Хазон Иш: сказали наши мудрецы, что усилия, предпринятые Йосефом тем, что попросил он у министра-виночерпия «вспомни же обо мне», были как бы пренебрежением качеством упования на Всевышнего. Конечно же, Йосеф прекрасно знал, что его спасение никак не зависит от усилий, которые он приложит для этого, и любое избавление приходит только от Всевышнего. И только потому, что на человеке лежит обязанность прилагать усилия для своего спасения и не полагаться на чудо, Йосеф решил, что он обязан воспользоваться подвернувшейся возможностью и попросить помощи у министра-виночерпия. Но проблема в том, что люди такого типа, как министры фараона, не помнят добро, которое им сделали, поэтому нет смысла просить у них о помощи. Более того, само по себе обращение к ним свидетельствует о крайней степени отчаяния, поскольку только отчаявшийся человек станет делать бессмысленные поступки, которые не приводят к спасению. Тот же, кто полагается на Творца, не будет так поступать, поскольку усилие такого рода не относится к разряду тех действий, которые человек обязан предпринимать для своего спасения. Более того, этот поступок бросает тень на сияние веры и упования. И поскольку он не относится к разряду обязательных, то запрещен. И в этом состоит понимание слов наших мудрецов. Такой поступок не пристало делать Йосефу на том высочайшем уровне веры и упования, на котором он находился.

Хазон Иш («Эмуна у-Битахон»)


http://www.beerot.ru/?p=22302