Лакомства к субботнему столу — Ваешев

на главу ваешев

Недельная глава Ваешев

Лакомства к субботнему столу — короткие комментарии на главу Ваешев

Говорить друг с другом

«И увидели братья его, что его любит их отец больше всех его братьев, и возненавидели его, и не могли говорить с ним мирно» (Берешит, 37:4).

Если бы они поговорили друг с другом, то, конечно, помирились бы. И это беда всех ссорящихся, что они не могут разговаривать друг с другом, слушать друг друга, говорят на разных языках. Это то, о чем говорит стих: «и возненавидели его», потому что «не могли говорить с ним мирно», ведь если бы поговорили, то нашли бы, что для спора нет оснований.

«Тов а-Пниним» от имени рава Йонатана Айбешица

Услышать вовремя

«И услышал Реувен и высвободил его из их руки, и сказал он: не нанесем ему удара смертного!» (Берешит, 37:21).

В Гемаре (Таанит, 21а) рассказывается: «Ильфа и раби Йоханан, вследствие тяжелого материального положения, временно покинули дом учения и пошли искать работу в торговле. Сели они в дороге отдохнуть под мостом, и слышит раби Йоханан разговор ангелов: «Сбросим на них мост, ведь оставили они жизнь вечную и вышли заниматься жизнью земной». Другой ангел ответил: «Не убьем их, ведь один из них будет главой ешивы!» Раби Йоханан спросил Ильфу: «Ты слышал?» Тот ответил: «Я ничего не слышал». Сказал раби Йоханан (себе): «Видимо, ангел имел в виду меня (раз я это услышал)». Он вернулся в ешиву и, в конце концов, стал главой ешивы».

И вот, на стих (там же, 19): «И увидим, чем будут его сны» Раши говорит, что это сказал руах а-кодеш (дух святого постижения). То есть вы (братья) говорите «пойдем и убьем его», а Я говорю: «увидим, чем будут его сны» – и посмотрим, чьи слова исполнятся. Этот голос руах а-кодеш (бат-коль) слышал Реувен и понял: раз он его слышит, значит, заповедь спасти Йосефа лежит на нем. И поэтому сказано «И услышал Реувен» – услышал бат-коль.

Рава Йеуда Асад, автора респонсов и «Йеуда Яале»

Дальние последствия

«И вернулся он к братьям своим и сказал: Мальчика нет! А я, куда мне деться!» (Берешит, 37:30).

От имени Аризаля передано: буквы «А я, куда мне деться!» – אני אנה – это первые буквы слов «Б-г мести, Г-сподь, Б-г мести, явись!» (א-ל נקמות ד׳ א-ל נקמות הופיע), строки из 94 псалма. Реувен увидел духом святого постижения, что грех продажи Йосефа в будущем приведет к тому, что Всевышний отомстит за это, будут убиты десять великих учителей Израиля.

Они погибали в разное время от рук римлян. Это был цвет еврейской мудрости и праведности: раби Акива, рабан Шимон бен Гамлиэль, раби Ишмаэль бен Элиша, первосвященник, раби Йеуда бен Бава, раби Хананья бен Терадион, раби Йеошуа Софер, раби Элиэзер бен Дама, раби Ханина бен Хахинай, раби Хуцпит Метургеман, раби Элазар бен Тамуа. С того дня, как братья продали Йосефа, качество Суда Всевышнего обвиняло еврейский народ, ведь есть закон, что тот, кто поймал и продал другого еврея, должен быть убит по суду. Этого не произошло с братьями – они умерли в доброй старости. Но это поколение заслужило такую катастрофу, потому что были евреи, которые, несмотря на разрушенный Храм, не сильно печалились – ведь оставались мудрецы и праведники. С другой стороны, не было еще поколений, где было бы 10 таких праведников, на которых можно было возложить исполнение приговора («Амира Яфа»).

Автор «Бейт Авраам» (рав Авраам Данциг, автор «Хаей Адам», «Нишмат Адам» и других) пишет на этот стих: ««Мальчика нет! А я, куда мне деться!»: «Дни юности – это избранные годы в жизни человека. То, чего человек может добиться в дни своего детства и юности за один час, в дни старости невозможно достигнуть за годы. Если «ребенка нет», если детство прошло в пустоте и безделье, «А я, куда мне деться» – приходится трудиться и учить это потом с большим трудом».

Однозначное нет

«И отказал он, и сказал он жене своего господина: Вот мой господин не ведает при мне (ничего), что в доме, и все, что есть у него, он передал мне в руки» (Берешит 39, 8).

Зачем дважды писать «и отказал и сказал»? Ведь тем, что он сказал, он отказывает ей?

Нужно объяснить это со ссылкой на таам (знак кантиляции), который стоит под словом «и отказал» (вайемаэн) – шальшелет. Этот знак распевается длинным тройным напевом. Шальшелет здесь показывает, что если человек попал (не дай Б-г!) в такое испытание, пусть очень усилится (тройной напев) против дурного начала – верой. Нельзя преступать заповеди Создателя – и не нужно искать таамим (причины и объяснения) для этого, чтобы йецер ара не начал спорить с ним по каждой из этих причин – и тогда человек может проиграть.

На это намекает шальшелет: Йосеф окончательно решил: не хочу, не хочу, не хочу грешить никоим образом, не стану искать никаких причин, никаких аргументов для спора. А потом уже «и сказал» объяснение «вот мой господин…».

«Диврей Йехезкель»

Искать мух

«Через три дня поднимет фараон твою главу и возвратит тебя на твое место, и ты подашь чашу фараону в руку ему, по обычаю прежнему, когда был ты его виночерпием» (Берешит, 40:13).

Здесь нужно уточнить: поскольку написано «возвратит на твое место», зачем нужно добавлять «и ты подашь чашу фараону в руку ему», ведь он это и делал, будучи виночерпием? И кроме того, как мог Йосеф понадеяться на виночерпия, ведь написано «проклят человек, понадеявшийся на человека»?

Объясним: природа человека в том, что если его посадили в тюрьму за кражу серебра, он обещает себе, что если Г-сподь поможет ему выйти из заключения, он никогда больше не украдет, даже если представится ему случай украсть золото. И так же думал виночерпий: если только он выйдет из тюрьмы, он будет очень стараться, чтобы никакая муха не попала в чашу фараону – ведь из-за этого он попал в тюрьму. Но Йосеф сказал ему: «возвратит тебя на твое место, и ты подашь чашу фараону в руку ему, по обычаю прежнему, когда был ты его виночерпием» – не нужно искать мух больше, чем раньше, того усердия тоже было достаточно. Ведь от Г-спода было это, что муха попала в стакан, чтобы «вспомнишь меня при себе, когда тебе благо будет». (То есть Йосеф не возлагает свои надежды на виночерпия как на самостоятельную силу, он понимает, что случай с мухой был ниспослан Свыше, таким образом виночерпий является посланником Всевышнего для спасения Йосефа из темницы.)

«Друшей ве-Хидушей раби Акива Эйгер»

Подготовила Зисси Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=39157