Ваишлах — Жизнь с грешником — великая беда!

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3315

Ежедневная цитата

Йецер а-ара не начинает с уговоров совершить грех; сперва он демонстрирует человеку свою любовь. И когда видит, что человек не борется с ним, но прилепляется к нему, тогда начинает затягивать человека в свои сети. Виленский Гаон, «Эвен Шлема» (5:5)

Недельная глава Ваишлах

«И сказал Яаков: Г-сподь, Б-г отца моего Авраама и Б-г деда моего Ицхака…  Спаси меня от руки брата моего, от руки Эсава» (Берешит, 32:10, 12).

Поскольку Эсав был единственным братом Яакова, на первый взгляд, было достаточно попросить у Творца, чтобы Тот спас его от руки брата. Почему же Яаков счел необходимым добавить лишние, казалось бы, слова: «от рук Эсава»?

Объясняет рав Йосеф Дов-Бер а-Леви Соловейчик в книге «Бейт а-Леви». Когда Яаков узнал, что Эсав идет ему навстречу, он понял, что неизбежен один из двух вариантов: либо Эсав захочет воевать с ним и убить его, либо смирится с ним, остыв от своей ярости, и захочет жить с ним в мире и братстве. Яаков опасался варианта братства и дружбы с Эсавом не меньше, чем варианта войны с ним, ведь духовная опасность дружбы с грешником очевидна: она имеет отрицательное влияние на всю сущность человека, – как на его поступки, так и на его взгляды, и может, не дай Б-г, испортить его. Этот вариант в глазах праведника – хуже смерти. Пишет рав Соловейчик, что именно поэтому страх Яакова описывается в стихе двумя глаголами: «испугался» и «устрашился» («И испугался Яаков, и устрашился он»). Испугался Яаков – как бы не был убит на войне, устрашился же он возможности приблизиться к грешнику и получить от него отрицательное влияние.

В своей молитве Яаков просил спасти его от этих двух опасностей. Молясь о спасении от «брата», Яаков просил у Творца избавить его от угрозы приближения к нечестивцу и от братства с ним. А, молясь о спасении от Эсава, Яаков просил избавить его от опасности быть убитым Эсавом на войне.

Рав Соловейчик пишет, что молитва Яакова была принята: Эсав, изначально желающий убить Яакова, увидев брата, «побежал навстречу ему, и обнял его, и бросился на шею ему и целовал его» (Берешит, 33:4). А потом, несмотря на желание продолжить путь вместе с Яаковом, вернулся домой один, как сказано: «И возвратился в тот день Эсав своим путем в Сеир» (Берешит, 33:16).

Если обратим внимание на поведение Яакова, увидим, что он не полагался на свою молитву. Он также сделал необходимые действия, чтобы избавиться от этих двух опасностей: вначале, до приближения Эсава, он подготовился к войне («И разделил он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот и верблюдов на два стана. И сказал он: Если подойдет Эсав к одному стану и разобьет его, то будет оставшийся стан спасен»). Когда же, увидев своего брата, Эсав почувствовал дружелюбие в сердце и предложил продолжить путь вместе, Яаков вежливо ответил ему (Берешит, 33:13-14): «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот дойны, на мне (забота о них). Если гнать их один день, то падет весь мелкий скот. Пусть же пройдет мой господин перед рабом своим, а я буду вести моим медленным (ходом), шагом скота, что предо мною, и шагом детей, – пока не приду к моему господину в Сеир». А предложение Эсава, чтобы все-таки кто-то из его окружения проводил Яакова, наш праотец учтиво отклонил словами: «Для чего это? Обрести бы мне милость в глазах моего господина!».

Часто бывает, что религиозный еврей находится в окружении людей, мировоззрение и жизненный путь которых во многом отличаются от его мировоззрения и жизненного пути. Нужно учиться у Яакова мудрости, чтобы, с одной стороны, быть в мире со всеми, уважать окружающих и учтиво общаться с ними, но, с другой стороны, не смешиваться с окружающим миром, дабы не получить от него отрицательного влияния.


http://www.beerot.ru/?p=7974