«Так сказал твой раб Яаков…» — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ваишлах

Дата: | Автор материала: Рамбан

3991

Недельная глава Ваишлах

«Так сказал твой раб Яаков…»

«И послал Яаков перед собой посланцев к Эсаву, своему брату, в землю Сеир, на поле Эдома» (Берешит, 32:4).

В этой главе повествуется о том, как Святой, благословен Он, избавил своего слугу и «спас его от руки того, кто сильнее его». …И мы также видим, что Яаков не надеялся на свою праведность, но предпринял все необходимые усилия для своего спасения. И в этом содержится намек для последующих поколений, ведь все, что произошло между нашим праотцем Яаковом и его братом Эсавом, будет всегда повторяться между нами и потомками Эсава, и нам следует придерживаться пути праведника и подобно ему готовиться к спасению тремя способами: молитвой, дарами и войной. И наши наставники уже извлекли этот урок из данной главы, как я еще упомяну.

И вот, поскольку юг земли Израиля граничил с владением Эдома, а отец Яакова жил на юге этой земли, Яаков должен был пройти через владения Эдома или близко от них. И он, опасаясь, как бы Эсав не услышал о его приближении, сам направил посланцев в его страну. И наши мудрецы уже обратили внимание на этот его поступок. Так, в Берешит Раба отмечается, что не следует «хватать за уши проходящего мимо пса». Как указано в этом мидраше, Святой, благословен Он, упрекнул Яакова: «Эсав шел своей дорогой – а ты направил к нему посланцев со словами: «Так сказал твой раб Яаков…» (Берешит, 32:5)» [В этом же мидраше приведена притча: Яаков сравнивается с путником, который разбудил главаря шайки разбойников, заснувшего на перекрестке дорог, чтобы предупредить его: «Вставай! Тут есть разбойники!». Проснувшись, главарь разбойников, следуя своей природе, ограбил путника. Так и в этом случае: Эсав просто шел по своим делам – и не следовало «хватать его за уши» (Берешит раба, 75:3, Раши и Эц Йосеф; Ялкут Шимони, Мишлей, 961, 26).].

С моей точки зрения, это намек на тот факт, что мы сами начали то, что привело нас к падению от рук Эдома. Цари в эпоху Второго Храма заключили с римлянами союз, и некоторые из них сами прибыли в Рим. Это и привело в конце концов к их падению, как упоминается в высказываниях наших мудрецов и изложено в книгах [В хронике Маккавейских войн рассказывается, что еще предводитель восстания против греков Йеуда бен Матитьяу, прозванный Маккаби, направил своих посланцев в Рим, чтобы заключить с ними союз (Сефер а-хашмонаим 1:8; Перушей а-Тора ле-Рамбан, Берешит 32:4/7/). А несколько десятилетий спустя два претендента на престол Иудеи, Гиркан и Аристобул, обратились к римскому полководцу Гнею Помпею с просьбой, чтобы он стал арбитром в их споре, – и тогда легионы Помпея захватили Иерусалим и Храм, и Земля Израиля стала одной из провинций Римской Империи («Иудейская война», гл. 6-7).

В Талмуде указано, что римляне провели 32 сражения против греков, но смогли одолеть их лишь после заключения союза с Израилем (Авода зара 8б). Комментаторы поясняют, что когда пришло время власти Эдома – «четвертого царства», предсказанного в пророчестве Даниэля, – римлянам никак не удавалось победить греков в открытой борьбе до тех пор, пока цари Израиля не признали над собой верховную власть римлян, так как «власть Эдома над миром зависит только от заслуг и прегрешений Израиля, …и если один из двух поднимается, то второй падает» (Маарша, Хидушей агадот, Авода зара, 8б; Эц Йосеф на Эйн Яаков, Авода зара, там же).].

«Другой стан спасется»

«И сказал: Если Эсав нападет на один стан и поразит его, другой стан спасется» (Берешит, 32:9).

Согласно простому смыслу, Яаков лишь выразил надежду на то, что другой стан спасется: возможно, если Эсав поразит один лагерь, из второго успеют убежать, а может быть, его гнев утихнет, или им придет спасение от Б-га. А в Берешит Раба сказано: «Здесь Тора учит нас жизненному правилу: человеку не следует прятать все своё богатство в одном углу».

А Раши истолковывает слова Яакова так: «Другой стан спасется вопреки Эсаву, так как я буду сражаться с ним!». Т. е. готовясь к встрече с Эсавом, он действовал в трех направлениях: он поднес Эсаву дары, как сказано: «И отправил дары перед ним» (Берешит, 32:22), он молился Б-гу: «Избавь меня от руки моего брата» (там же, 32:12), и он готовился к битве, как сказано: «…другой стан спасется».

А я видел в Мидраше следующее толкование: «Мудрость лучше боевого оружия» (Коэлет, 9:18) – такова мудрость нашего праотца Яакова против боевого оружия нечестивца Эсава. Как же поступил Яаков? Он вооружил свой стан, а сверху они облачились в белые (мирные) одежды, (чтобы оружия не было видно), и он подготовился к трем путям спасения: к молитве, к вручению даров и (если первые два пути не помогут) к войне. Это верный вариант мидраша.

И подразумевается, что Яаков знал: всё его потомство никогда не погибнет от рук Эсава, и в любом случае другой стан спасется. И это также намек на то, что потомки Эсава никогда не смогут стереть наше имя с лица земли. Однако они принесут много горя сынам нашего народа в ряде стран, где мы будем жить: один царь будет захватывать наше имущество и уничтожать нас – но другой царь в другой стране проявит к нам сострадание и спасет беженцев. И об этом сказано в Берешит Раба: «Если Эсав нападет на один стан и поразит его – как это произошло с нашими братьями на юге, другой стан спасется – это наши братья в изгнании». Таким образом, мудрецы видели, что эта глава служит намеком для будущих поколений [Этот принцип «двух станов» оставался в силе на протяжении всего последнего галута. Сохранилось удивительное предсказание одного из ближайших учеников Виленского Гаона, р. Хаима Воложинера: «Наступит время, когда духовные центры европейского еврейства будут разрушены, а ешивы искоренены – но они будут восстановлены в далекой Америке, которая станет последним станом еврейского народа на пути к геуле (конечному избавлению)», – и это предсказание передавалось из уст в уста на протяжении полутора веков (Толдот бейт Воложин). А Хафец Хаим однозначно связал подступающую трагедию европейского еврейства с тем столкновением Яакова и Эсава, о котором говорится в этих строках Торы. В 5693 /1933/ году, когда к власти в Германии пришел вождь нацистов и во всеуслышание заявил, что его главная цель – бороться против «мирового еврейства», один из ближайших учеников Хафец Хаима спросил мудреца, какая судьба ожидает евреев Германии и Восточной Европы. Хафец Хаим ответил, что нацисты не сумеют уничтожить весь еврейский народ, – ведь уже предопределено в Торе: «Если нападет Эсав на один стан и поразит его, другой стан спасется». Спрашивающий понял, что опасность очень близка, и задал другой вопрос: если «фюреру» удастся, не дай Б-г, поразить наш стан, то где будет «стан спасения». Хафец Хаим ответил: «Это тоже сказано в Писании (Овадья, 1:17): «И на горе Сион будет спасение, …и получит народ Яакова во владение свое наследие» (Маасей ле-мелех).].

Праведники всегда пребывают в трепете

«Избавь меня от руки моего брата, от руки Эсава, ибо боюсь я его, как бы он не напал и не убил бы меня и матерей с детьми! Ты же сказал: Я буду вершить для тебя благо и сделаю твое потомство подобным песчинкам моря, которых так много, что невозможно пересчитать» (Берешит, 32:12-13).

И хотя Яаков боялся, как бы его грехи не привели к отмене обещаний Всевышнего, он сказал: «Прежде Ты проявлял ко мне великое милосердие, которого я не заслуживал, – тем более теперь прояви ко мне милость, ведь Ты уже обещал, что будешь вершить для меня благо и умножишь мое потомство. И даже мои грехи не смогут лишить меня обещанного Тобою блага, ведь и изначально я был недостоин Твоей милости – а если Ты будешь хранить все грехи, …то кто устоит?! И Ты дал мне обещание не в награду за мои дела, а только по Твоему великому милосердию. Так не принимай во внимание мои прегрешения!».

…Весь его страх происходил от боязни греха, потому что праведники всегда пребывают в трепете – он опасался, что, возможно, совершил грех уже после <обещания Всевышнего>, заключив союз с идолопоклонником Лаваном, или в чем-либо другом. А кто в силах распознать свои невольные прегрешения?!

[В святой книге Зоар объяснено: «Яаков испытывал страх перед Эсавом, так как не хотел положиться на спасительное чудо, которое мог бы сделать для него Святой, благословен Он, – ведь он считал, что не достоин того, чтобы ради него Всевышний изменял естественный порядок вещей. Почему? Потому что все те двадцать лет, которые он провел у Лавана, и два года в дороге он не заботился о своих родителях и не изучал как следует Тору, а к тому же женился на двух сестрах. И хотя для каждого из этих прегрешений есть объяснение, тем не менее человеку следует постоянно пребывать в трепете и молить о помощи Святого, благословен Он, как сказано (Мишлей, 28:14): «Блажен человек, который всегда страшится, а ожесточающий свое сердце впадет в нечестие» (Зоар, Ваишлах, 168а, Сулам).

Р. Элияу Деслер указывает, что у таких праведников, как праотец Яаков, «обычный природный страх облачен в священный трепет перед Небесами», ведь Яаков «опасался, что из-за его прегрешений не сможет осуществиться план Творения, так как он знал, что именно от него должны произойти народ Израиля и Машиах, – и на него ляжет вся ответственность за крушение этого плана». Р. Деслер добавлял, что «порой встречаются простые люди, которые вообще ничего не страшатся, и бывает, их считают героями, – но возможно, такой человек просто настолько пропитался грехами, что уже не чувствует их и не опасается за них кары, и на самом деле это не героизм, а распущенность» (Михтав ми-Элияу 5, с. 73).]

 Не смог его одолеть

«И остался Яаков один, и боролся с ним человек до утренней зари, и увидел, что не одолевает его, и коснулся его бедра – и вывихнул бедренный сустав Яакова в борьбе с ним» (Берешит, 32:25-26).

Ангелы Всевышнего – это «могучие богатыри, выполняющие Его волю, повинующиеся Его речи». И именно поэтому ангел не мог одолеть Яакова – так как ему не было дозволено нанести Яакову никакого иного ущерба, кроме того, что он сделал: поразил его бедренный сустав.

[В книге Зоар рассказывается, что «человек», который боролся с Яаковым, – а этим «человеком» был Сэмаэль, сар (верховный ангел) Эсава – не смог обнаружить у него ни одного слабого места и нанес удар по тому участку тела, где располагается орган, порождающий в человеке дурное влечение (йецер а-ра). А поскольку Сэмаэль является воплощением Сатана и олицетворяет собой дурное влечение, у него имеется определенная власть именно над этим местом – и он смог нанести по нему удар, поразив седалищный нерв (гид а-наше), связанный с этим участком тела (Зоар, Ваишлах 170б, Сулам; Эц Йосеф на Берешит Раба, 77:3).

В Зоаре также объяснено, что каждому из 365 суставов и сухожилий, которые действуют в человеческом организме, соответствует одна из 365 запретительных заповедей Торы и один из 365 дней года, а над каждым из этих дней властвует один из 365 ангелов, курирующих дни года. Так, с бедренным суставом связана заповедь, запрещающая употреблять в пищу седалищный нерв (гид а-наше) животных, как сказано: «Потому-то не едят сыны Израиля седалищного нерва, который на бедренном суставе, до сегодняшнего дня, ибо поразил тот (ангел) бедренный сустав Яакова, его седалищный нерв» (Берешит, 32:33). А из 365 дней года с бедренным суставом связан девятый день месяца ав, когда были разрушены Первый и Второй Храм, – а властвует над этим днем Сэмаэль, сар Эсава (Зоар, Ваишлах, 170б; Ми-маамаким, Берешит, Ваишлах с. 204).].

И сказано в Берешит Раба: «Он нанес удар по всем праведникам, которые в будущем произойдут от Яакова, – и это будет в поколении попыток духовного уничтожения нашего народа (доро шель шмад)» [Р. Э. Деслер поясняет: сар Эсава не смог нанести ущерб самому Яакову, который был совершенен, но нанес удар по его потомству – по праведникам и праведницам, которые будут в тех поколениях, когда сыны Израиля поддадутся растлевающему влиянию скверны, исходящему от сара Эсава, – и это будут «доро шель шмад» (Михтав ми-Элияу 2 с. 113-114).]. И подразумевается, что эта схватка Яакова с ангелом была намеком его потомкам: придет поколение, над которым Эсав возобладает до такой степени, что будет близок к окончательному духовному уничтожению потомков Яакова. И это было поколение мудрецов Мишны – раби Йеуды бен Бавы и его соратников [В Талмуде рассказывается, что, стремясь прервать цепь устной традиции Торы, римляне запретили под страхом смерти передавать и принимать «смиху» (раввинское посвящение). Но несмотря на этот запрет, старейшина мудрецов р. Йеуда бен Бава передал посвящение таким великим знатокам Торы, как р. Йеуда, р. Меир, р. Шимон бар Йохай и др. И хотя, узнав о нарушении запрета, римляне буквально изрешетили тело р. Йеуды бен Бавы, вонзив в него триста железных дротиков, тем не менее, его ученикам удалось спастись, и они стали духовными лидерами следующего поколения (см. Санедрин 14а).]. И об этом сказал раби Хия бар Аба: «Если мне скажут: отдай свою жизнь за святое Имя Творца – я отдам, но только пусть меня убьют сразу! Однако во время доро шель шмад я бы не смог устоять. А что делали тогда? Брали металлические шары, раскаляли их добела и прижимали к телу человека под мышкой – и душа его покидала…».

И были другие поколения, когда с нами поступали подобным образом и еще хуже, – но мы все вытерпели, и все миновало, и на это намекают слова: «И пришел Яаков благополучно» (Берешит, 33:18).

[Маараль из Праги объясняет, почему события, предвещающие последнее изгнание народа Израиля, связаны в Торе именно с Яаковом. Ведь, как уже упоминалось, каждый из праотцев олицетворяет собой определенную эпоху в истории Израиля: Авраам – начальный период, Ицхак – период двух Храмов, а Яаков – период последнего изгнания и конечного избавления (Маараль ми-Праг, Дерех хаим 5:4; Ми-маамаким, Берешит ам. 192; см. также выше – коммент. на Берешит 26:20/30/).]

Яаков отказался идти с Эсавом

«Пусть пойдет мой господин впереди своего слуги, я же буду двигаться медленно, как идет скот, что передо мной, и как могут идти дети, – пока не приду к моему господину в Сеир» (Берешит, 33:14).

Возвращаясь в свою страну, Яаков мог избрать путь и через землю Сеир. И вот Эсав сказал ему: «Я пойду наравне с тобой» (Берешит, 33:12), – он хотел, не расставаясь с Яаковом до возвращения к отцу, устроить ему по пути почетную встречу в своем городе. Но Яаков ответил: «Я пойду медленно, а мой господин пусть пока возвратится в свой город. А если я буду проходить через его город, пусть он меня встретит и, если пожелает, пойдет со мной». Но он не принимал на себя обета, что обязательно придет к Эсаву, ведь Эсав в нем и не нуждался.

А наши наставники разъясняли, что Яаков вообще не имел намерения возвращаться через землю Сеир и, наоборот, стремился отдалиться от нее насколько возможно, – но он сообщил Эсаву неверное направление своего пути. И это было мудрым решением.

А в другом мидраше указано, что обещание Яакова будет выполнено в дни Машиаха, как написано: «И взойдут спасенные на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и царство будет – у Г-спода» (Овадья, 1:21), – т. е. спасенные <потомки Яакова>, которые <в дни Машиаха вновь поднимутся> на гору Сион, станут судить <потомков Эсава, обитавшего> на горе Сеир.

[Комментаторы поясняют, что в конце времен, когда начнется «война Гога и Магога» – т.е. война народов мира против Израиля, откроется царь-Машиах, и народу Израиля будет даровано спасение и победа над всеми притеснителями. Все народы признают власть Творца мира, и тогда «спасенные» – Машиах и мудрецы Израиля – вновь «взойдут на гору Сион» (т. е. на Храмовую гору, где снова соберется Санедрин), и они «станут судить» потомков Эсава за то зло, которое те причинили сынам Израиля (Раши, Радак и Мальбим на Овадья, 1:21).

В святой книге Зоар разъяснено, что в силу ряда причин Яаков не стремился к тому, чтобы сразу же осуществилось полученное им от отца благословение, в котором сказано: «И будут служить тебе народы, и склоняться перед тобой племена, станешь ты господином своим братьям и склонятся перед тобой сыновья твоей матери» (Берешит 27:29). Но он отложил осуществление этого благословения до конца времен, когда оно понадобится его потомкам, на которых поднимутся войной все народы. И поэтому Яаков сказал Эсаву: «Пусть пойдет мой господин впереди (лифней) своего слуги, я же буду двигаться медленно» – он имел в виду, чтобы Эсав властвовал над этим миром раньше него – «впереди» него. И таким образом Яаков дал понять Эсаву: «Я перетерплю века и тысячелетия изгнания под твоей властью, пока не придет мое время властвовать «над горой Эсава», – и тогда «царство будет – у Г-спода» (Зоар, Ваишлах 172а).]

Наши наставники видели в этом поступке Яакова важное наставление. Так, раби Янай, когда отправлялся в императорскую резиденцию, изучал эту главу – и не позволял римлянам сопровождать себя. …Ведь у наших мудрецов хранилось предание, в соответствии с которым эта глава связана с последним изгнанием, и когда мудрецы направлялись в Рим, к императорскому двору Эдома, чтобы защищать там права общины, они изучали эту главу и следовали совету мудрого старца Яакова, и не позволяли римлянам сопровождать себя, ведь они приближают человека только ради собственной выгоды – чтобы завладеть его имуществом.

И так же следует поступать и в будущих поколениях [в Талмуде объяснено: если попутчиком оказался некто, кого можно подозревать в недобрых намерениях, следует назвать ему такую цель своего пути, которая находится намного дальше действительной, – чтобы он полагал, будто у него есть еще достаточно времени для осуществления своего злого умысла (Авода зара, 25б, Раши; Шульхан арух, Йорэ деа, 153:3).].

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=8121