Ваишлах — Сила Яакова и радость жизни

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3431

Недельная глава Ваишлах

События, происходящие в самом начале недельной главы Ваишлах не могут не удивить. Яаков идет в Эрец Исраэль, а вперед себя отправляет посланников к Эсаву. И кого же он посылает? В Торе сказано: малахим. Слово малах обычно переводят как ангел. Но в иврите оно означает любого посланника, не обязательно ангела. По поводу этого места есть дискуссия между Раши и Рамбаном. Раши пишет, что речь здесь именно об ангелах. Рамбан это оспаривает, тем не менее, коснемся, в первую очередь, объяснения Раши. Его слова для нас являются основополагающими, так как его комментарий к Письменной Торе – это часть Устной Торы, полученной нами от Всевышнего. Зачем нужно было посылать малахим (ангелов), и какое право имел Яаков посылать их? Ведь ангелы – это посланники Всевышнего, а не человека.

Но вот что интересно: с одной стороны, в наши дни человек ощущает себя властителем окружающего мира и может в этом мире почти все. Например, запустить ракету на Луну или на Марс. Или, находясь в Иерусалиме, устранить неполадку в компьютере, который стоит в московском офисе. Естественно, от осознания подобной силы человек наполняется гордыней. Он ощущает себя властелином мира. При всем при этом, есть сферы, где мы почти ничего не можем изменить. Когда у моей покойной мамы обнаружили онкологию, я три недели провел с ней в одном из крупнейших мировых онкологических центров. Этот больничный центр занимает целый квартал в центре Манхеттена. В субботу войти в этот центр можно было только через один вход. И чтобы попасть на нужный этаж, мне приходилось проходить через онкологический научный центр при больнице. Какой аппаратуры там только не было! Но толку от всего этого почти никакого, несмотря на все научные достижения и старания врачей. В вопросах жизни и смерти мы по-прежнему бессильны.

В чем источник ощущения всесилия человека нашего поколения?

Мы знаем об этом из Торы. Это слова о том, что Всевышний создал человека, как целем Элоким (образ и подобие Творца). Об этом пишет в своей великой книге «Нефеш а-Хаим» рав Хаим из Воложина. Почему в Торе, в этом месте используется именно такое имя Всевышнего –Элоким? Рав Хаим объясняет это так. Слово Элоким часто переводят на русский язык, как Всесильный. Это не точный перевод. Элоким – имя существительное, а Всесильный – это прилагательное. Точнее, его можно было бы перевести, как Властелин всех сил (хотя и это не отражает всего содержания имени Элоким). Говорит «Нефеш а-Хаим», что слова Торы о том, что человек создан, как целем Элоким, означают, что человек подобен Всевышнему именно во властвовании над всеми силами. В начале главы Берешит прямо говорится, что человеку дана сила властвовать над животным миром.

Далее объясняется, что человек может властвовать над животными, пока он живет так, как должен жить.

После того, как Каин убил Авеля, у него появился страх перед дикими зверями. То есть, человек властвует над миром постольку, поскольку он несет в себецелем Элоким. Когда же человек отходит от этого достоинства, исчезает и его власть. Сегодня мы привыкли властвовать над миром посредством различных созданных нами систем. Без них человек бессилен. Однако есть и другой способ властвования. В книге «В кругу великих» автор пишет о нашем учителе Хазон Ише. Будучи физически слабым человеком, без должностей и прислуги, Хазон Иш имел, тем не менее, колоссальные силы и возможности. В человеке есть силы, которые невозможно объяснить в рамках материального мира. В конце книги Дварим человек сравнивается с деревом. В чем человек подобен дереву? У дерева есть корни, скрытые в земле. У человека тоже есть скрытые «корни».

Попытаемся в этом разобраться. В нашем теле раскрывается очень небольшая часть потенциала нашей души. Когда человек работает над собой, его душа раскрывается в большей степени. Это процесс можно проиллюстрировать на примере роста ребенка. Когда ребенок рождается, у него нет ничего, кроме сосательного рефлекса. По мере того, как ребенок развивается, учится говорить и читать, и в нем постепенно раскрывается некоторая часть его души. По уровню раскрытия наших душ мы часто очень близки к состоянию ребенка. Потому что очень далеки от раскрытия большей части сил нашей души. Если же мы прилепляемся ко Всевышнему, и у нас раскрываются «высокие» части нашей души, то мы поднимаемся выше уровня ангелов. А если мы этого не делаем, то можем оказаться отсеченными от собственных душ. Такое говорится о преступниках, которые могут получить это наказание при жизни и лишиться возможности достичь высоких уровней души.

Вдумаемся в то, что смог сделать со своей душой Яаков.

Тора называет его иш там йошев оалим – «человек цельный, сидящий в шатрах (Торы)». Трудом над Торой он удостоился благословений. Уйдя из дома Ицхака на четырнадцать лет, он буквально исчез из мира, закрывшись в бейт-мидраше Шема и Эвера. Яаков полностью погрузился в Тору. Тора – это раскрытие в нашем мире воли Творца, и все ее уровни и глубины нам потенциально доступны. Яакову было шестьдесят три года, когда он погрузился в раскрытие Воли Творца. А закончил он учебу в бейт-мидраше Шема и Эвера в возрасте семидесяти семи лет.

Когда мы говорим, что Тора нас возвышает, не имеем в виду какой-то почет по отношению к ее знатокам. Все это – вещи внешние. Имеется в виду истинное величие человека. Оно проявляется тогда, когда человек живет, будучи связанным с Всевышним не через какие-то внешние каналы, а через глубинные корни собственной души. И связь эта настолько высока, что человек становится выше ангелов. И такое величие человека описано в словах нашей недельной главы: «И послал Яаков ангелов». Он имел полное право сделать это.

Яаков много лет трудился над Торой. Однако последние двадцать лет, о которых говорится в нашей недельной главе, он пас стада Лавана, чтобы выкупить у него своих жен, а затем и свои стада. То есть, он не сидел в доме учения, как раньше. Я не говорю, что он, не дай Б-г, не учился совсем. Но это был уже не тот Яаков, про которого в предыдущей главе сказано йошев оалим. Почему так? Потому, что не осуществился замысел Ицхака о том, что Эсав станет помощником Яакову в его занятиях Торой. Это осознала Ривка, и побудила Яакова получить благословение вместо Эсава. Если Вы обратили внимание, это благословение касалось вещей материальных. Это было необходимо для того, чтобы Яаков в этом мире имел возможность учить Тору, ибо сказано эйн кемах – эйн Тора, нет муки (пропитания) – нет Торы. Поскольку Эсав оказался не в состоянии исполнить роль опоры Яакова в его изучении Торы, эта роль была возложена на самого Яакова.

Яков, посылая малахим к Эсаву, поручает им сказать следующее: «С Лаваном жил я все эти годы». Раши отмечает, что в слове гарти (жил) такие же буквы, как в слове тарьяг. Тарьяг – это 613 (заповедей Торы). Раши говорит, что Яков послал Эсаву намек на то, что он жил с Лаваном, но исполнял всю Тору. Что имеется в виду? Есть такой этап постижения Торы – труд в доме учения. Но есть следующий этап, когда выученная Тора приводит человека к ее полному исполнению в любых жизненных перипетиях. В нашем народе принято, чтобы до женитьбы юноша занимался только Торой. Потому что нужно дать ему возможность максимально набраться Торы. Это подобно тому, как Яаков, прежде, чем пойти к Лавану, закрылся на четырнадцать лет в ешиве Шема и Эвера, чтобы набраться Торы еще больше. Мы учимся для того, чтобы максимально пропитаться Торой. Но живем мы в этом мире, и здесь Тору нужно исполнять. Таким образом, Яков передал Эсаву через ангелов, что даже будучи оторван от дома учения, он исполнял всю Тору.

Разберемся во всем этом более глубоко. Человек состоит из тела и души. Кроме того, у человека есть доброе и злое начало. И, конечно, замыслом Творца является именно цельный человек, душа которого, руководя телом и используя силу доброго начала, исправляет дурное начало и поднимает человека в целом на должный уровень. Речь не о том, чтобы человек отрезал свою душу от тела и от связанного с телом дурного начала. Всевышнего мы воспринимаем не только душой, но и телом. Каббалисты говорят, что в грядущем мире вознаграждение будут получать наши душа и тело вместе. Цельный человек – это душа и тело вместе. И в этом цельном человеке ко всем недостаткам души и тела добавляется еще и дурное начало. Наша обязанность в этом мире обратить все это к добру так, чтобы использовать для этого силы нашего тела, и, более того, даже силу нашего дурного начала. И это будет тот самый цельный человек, который, пройдя все испытания этого мира, обратит в добро все реальное и потенциальное зло внутри себя.

Мы каждый день в «Шма, Исраэль» произносим слова «И возлюби Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим». Сказано, что «всем сердцем» означает «и добрым, и дурным началом». Об этом пишет Виленский Гаон следующее: наше основное служение Всевышнему осуществляется тогда, когда мы служим Ему своим дурным началом, превращая его в добро. Таким образом, первый уровень служения Всевышнему, это погружение в Тору. Но есть еще один уровень. Это обращение воспринятой нами Торы в служение и освящение всего нашего естества: от самых низших его частей до самых высоких.

В начале урока мы приводили слова из книги «Нефеш а-Хаим» о том, что человек создан согласно целем Элоким, поскольку он подобен Всевышнему во властвовании над всеми силами. В чем оно проявляется? Рамхаль объясняет это так: народ Израиля называют хевель нахалато. В самом простом понимании хевель нахалато – это удел Всевышнего. Однако слово хевель означает также веревку. Более глубокое понимание этого выражения – «веревка», соединяющая нас с высшими мирами. Дергая за веревку «внизу», мы вызываем изменения «сверху». Исполняя заповеди Торы в этом мире, например, накладывая тфилин, человек исполняет волю Творца. Делая это, он прикрепляет себя к высшей воле, к источнику жизни.

Есть ситуации, когда человек действительно властвует над собой.

Он обретает силу покорить свое дурное начало, обратить его к добру, пользоваться его силами. Также человек обращает к добру свои физические силы. И поскольку все наши действия связаны с высшими мирами, власть над собой, дающая нам возможность направить себя на пути Творца и Торы, сама по себе оказывает колоссальное влияние на мир. И это – та власть, которая дает человеку возможность быть целем Элоким. Говорят наши мудрецы, что Яаков своим посланием намекал Эсаву, что ему опасно вступать с Яаковом в конфликт. Фактически, слова послания и форма его передачи означали: «Я соблюдал всю Тору у Лавана, исправил себя и имею большую силу, данную Свыше и позволяющую делать ангелов своими посланниками». С другой стороны, сказано, что «Яаков боялся». Чего же он боялся? Ведь Всевышний обещал свою помощь. Об этом сказано, что, возможно он согрешил (и этот грех – препятствие между ним и Всевышним), и, в результате чего, возможно, потерял свою силу.

Говоря о власти человека над своим телом и дурным началом, нельзя не коснуться одной существенной проблемы. Это проблема человека на распутье. С одной стороны, его привлекают Тора и заповеди. С другой стороны, он ощущает, что его привычки не вписываются в образ «человека Торы». И это очень мешает. Речь идет о том, что в Израиле называют лаасот хаим (наслаждаться жизнью).

Приведем пример того, что нужно делать в такой ситуации. У нас есть заповедь брит мила. Выполняется она следующим образом: отрезается крайняя плоть (это называетсямила) и переворачивается часть кожи, которая потом заживает в перевернутом состоянии (это называется прия). Смысл этих действий очень простой. Есть некоторое зло, часть которого нужно «отрезать» от себя, а другую часть обратить в добро. То же самое касается и всего нашего естества.

Я не родился в бейт мидраше. Я вырос в Советском Союзе, в Израиле учился в университете и был в армии, а с Торой познакомился достаточно поздно.

И у меня было ощущение, что нужно что-то отрезать от себя, чтобы жить по Торе. Здесь есть одно маленькое «но». Дурное начало внушает человеку, что сейчас он отрезает от себя жизнь! На самом же деле он отрезает от себя то, что мешает ему жить по-настоящему!

Когда я начал заниматься Торой в ешиве, мне не хватало одного сданного экзамена для получения второй степени в университете. Многие говорили, что необходимо его сдать. Однако я не мог себя заставить сделать это. Для меня было немыслимо оторваться от Торы даже на время и снова погрузиться в какую-то математику. Поймите правильно: я любил математику. Это был мой выбор. Но, почувствовав вкус к Торе, я был уже не в состоянии оставить ее даже на время! Заниматься в этой ситуации математикой я был просто не в состоянии. Не то, чтобы я не хотел этого, я был не в состоянии даже думать об этом.

Что реально нас радует? В чем причина радости и веселья человека? Я расскажу о некоторых моментах своей жизни. Я приехал в Эрец Исраэль почти сорок один год назад. Через полгода после этого из Америки приехала одна еврейская женщина, которая помогала моей маме и ее семье устроиться в Нью Йорке. Она пригласила меня на свадьбу своего сына, который учился в хабадской ешиве. Так я впервые попал на свадьбу, где мужчины и женщины были отдельно друг от друга. Раньше я не видел ничего подобного. Знаете, что меня поразило? Я увидел радостных мужчин. А причину их радости понять не мог, ведь ни водки, ни женщин рядом не было. Вид людей, радующихся без привычных внешних раздражителей был для меня колоссальным открытием. Сейчас я понимаю, что это была даже не самая веселая религиозная свадьба. Сегодня я привык к свадьбам еще более радостным.

Второй раз в жизни я испытал эти ощущения, когда впервые вошел в настоящую ешиву.

К этому времени я уже был религиозным, будучи студентом, а затем – офицером. И вот мы с семьей переехали в общину города Офаким, где тогда уже была ешива. Глава ешивы пригласил меня. Как человек, новый в этой среде, представляет себе ешиботников? Это «книжные черви» с вековой еврейской скорбью на лице, переходящей в депрессию. Но я-то увидел совершенно другое! Это были молодые веселые ребята, полные жизненной энергии и радующиеся жизни.

В чем тут секрет? В том, что когда человек достигает внутренней гармонии, связанной с тем, что он осуществляет замысел Творца всей своей жизнью, осуществляется заложенный в него потенциал целем Элоким. Этот процесс охватывает всю жизнь: человек постоянно поднимается на новый, более высокий уровень. Он становится все ближе к Творцу, и это дает ему огромные жизненные силы и приносит огромную радость.

Мы начали с вопроса, почему Яков послал к Эсаву именно ангелов. Тора показывает нам, на какой уровень может подняться человек. Величие человека достигается тем, что он объединяет свое тело и душу, доброе и дурное начала в служении Творцу и в исполнении его воли. Все это поднимает человека на такие высоты, которые нам и не снились. И это поднятие дает ощущение радости жизни. Ведь это – жизнь на совершенно другом уровне. Есть такое понятие, приниженное его привычным сегодня для нас смыслом: «качество жизни».

Я объясню, как я понимаю эти слова. Представьте себе человека, пережившего, не дай Б-г, тяжелейшую автокатастрофу. Есть в иврите такое понятие цемах (растение). Он живет, его внутренние органы работают. Но это очень низкое качество жизни. И есть другое состояние человека, когда у него есть все жизненные силы, и он живет со смыслом и радостью жизни. В этом смысле высочайший уровень качества жизни – это уровень, который мы называем словом хаим. Мы увидим в следующих главах, что, когда сообщают Яакову, что Йосеф жив, Тора говорит об этом словами: «Дух Яакова ожил». Что это означает? Все годы, когда Йосеф был не с ним, Яаков был настолько опечален, что присутствие Шехины рядом с ним было невозможно. Ведь Шехинаприсутствует только в том месте, где есть радость. А жизнь без присутствия Творца жизнью не называется. Качество жизни Яакова определялось присутствием Шехины. Те двадцать два года, пока Яаков был лишен этого, были для него страшнейшими годами. Ожил он только тогда, когда узнал, что Йосеф жив. И это то, что я называю «качеством жизни»: величие человека, раскрытие в нем заложенного потенциала целем Элоким. Это величие получил каждый из нас в наследие от великих праотцев. Это наследие раскрывается в нас, когда мы идем их путями, изучая Тору.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=22151