Лех Леха — Как Авраам создавал души?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3220

Ежедневная цитата

«Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования» 
Рамбам (Законы основ Торы 1:1)

Недельная глава Лех-Леха

«И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все их имущество, которое обрели, и души, которые они сделали в Харане» (Берешит, 12:5).

Раши пишет, что, согласно прямому смыслу стиха, под словами «души, которые они сделали в Харане» подразумеваются рабы и рабыни, приобретенные Авраамом и Сарой. Для обозначения приобретения Писание использует здесь ивритский глагол «асу», который обычно означает «сделали». Великий комментатор поясняет, что в отдельных местах Тора использует этот глагол также для обозначения приобретения. Однако Раши приводит мнение наших мудрецов, которые иначе объясняли то, что Тора тут не использует обычные глаголы, обозначающие приобретение («рахшу», «кану»). В этом они усмотрели намёк на то, что Авраам и Сара взяли с собой герим – прозелитов, которых они ввели под сень Шехины. «Писание признает за ними, как будто они их создали», пишет Раши.

В Сифри (Дварим, 32) приводится, что заповедь полюбить Г-спода включает в себя обязанность «передавать свою любовь к Нему людям, подобно праотцу Аврааму, о котором сказано: “И души, которые они сделали в Харане”». Каким же образом заповедь полюбить Г-спода связана с приближением Его созданий к Всевышнему? В словах Рамбама в «Сефер а-Мицвот» (3-ья заповедь) мы находим ответ на этот вопрос: «Ведь когда ты любишь какого-нибудь человека, ты все время думаешь о нём, расхваливаешь его и желаешь, чтобы все полюбили его. И подобно этому, если ты действительно полюбишь Б-га – по мере того, как ты будешь познавать Его истинность, – ты, без сомнения, будешь призывать и добиваться, чтобы отступники и невежды также познали истину, которая известна тебе».

Рамбам подытоживает этот аспект заповеди полюбить Творца следующими словами: «Как Авраам в силу своей любви к Б-гу, о которой свидетельствует Писание: “Авраам, любящий Меня” (Йешая 41:8), приводил людей к вере – в силу любви, соответствующей его великому постижению, так и ты полюби Его настолько, что сам будешь привлекать к Нему людей».

Царь Шломо (Мишлей, 11:30) сказал: «и приобретающий души мудр». Талмуд (Бава Мециа, 88а) объясняет, что тут мудрейший из всех людей имеет в виду того, кто приближает ближнего к Творцу. Такой человек, несомненно, мудр, ведь тем самым все заслуги того, кого он приблизил к Г-споду, будут считаться и его заслугами. И его будет охранять Творец от греха, как сказано в Пиркей Авот (5:18).

Подобным образом комментирует Зоар (Шмот, 128) слова рабби Йеошуа бен Прахья (Пиркей Авот, 1:6): «и приобрети себе друга», имеется в виду – приблизь друга твоего к Всевышнему, и таким образом ты приобретешь его самого. Зоар продолжает: «Тот, кто подает руку грешнику и прилагает усилия ради того, чтобы он оставил путь греха, поднимается на три дополнительные ступени, которых не удостоился другой человек. Приводящий к повиновению силы нечистоты приводит к вознесению Творца в величии Его и делает известным во всем мире Его существование наверху и внизу… И он удостаивается видеть сыновей своих сыновей, удостаивается этого мира и удостаивается мира будущего. Все обвинители не смогут осудить его ни в этом мире, ни в мире будущем. Он входит в двенадцать ворот небосвода, и нет того, кто бы предотвратил задуманное им».


http://www.beerot.ru/?p=6764