Лех Леха — Десять испытаний Авраама

Дата: | Автор материала: Рав Бенцион Зильбер

2937

Недельная глава Лех-Леха

Всевышний подверг Авраама десяти испытаниям.

По поводу того, какие именно события в жизни Авраама относятся к десяти испытаниям, существует несколько мнений. Наиболее известен перечень, принадлежащий выдающемуся комментатору Мишны, духовному лидеру евреев Эрец-Исраэль раби Овадье из Бартануры (ок. 1450 – 1530, Италия – Израиль), который мы здесь приводим:

Испытание огненной печью в Ур-Касдиме.

Приказ Всевышнего покинуть родину и поселиться в Кнаане.

Голод в Кнаане.

Похищение египетским фараоном Сары, жены Авраама.

Война за освобождение Лота.

«Союз между рассеченными частями».

Обрезание.

Похищение Сары Авимелехом.

Изгнание Агари и Ишмаэля.

Жертвоприношение Ицхака.

Первый из этих эпизодов связан с концом предыдущей главы – Ноах. Рассказывает о нем не Тора, а мидраш. Как мы уже говорили, Авраам родился в поколении строителей Вавилонской башни, когда народом правил идолопоклонник царь Нимрод. Нимрод велел бросить Авраама, пропагандировавшего веру в Единого Б-га, в горящую печь: мол, поглядим, как твой Б-г тебя выручит! И перед лицом смерти Авраам не отказался от своей веры. Всевышний сотворил чудо, и Авраам вышел из печи невредимым.

Шесть последующих испытаний описаны в нашей главе.

Глава начинается с того, что Всевышний приказывает Аврааму (тогда еще – Авраму) оставить родные места, близких и друзей и отправиться в неизвестную страну – Кнаан; Аврам уходит вместе с женой и племянником Лотом.

Следующий эпизод главы – голод, постигший Кнаан спустя какое-то время после прихода туда Авраама.

Авраам уходит из голодного Кнаана в Египет, где его ждет четвертое испытание: Паро отнимает у него жену. На этом пока и остановимся.

Смысл первого и второго испытаний достаточно понятен. В первом случае Авраам проявил готовность отдать жизнь за веру, во втором случае – без возражений покинул все, что составляло его жизнь, и отправился в неизвестность, подчиняясь велению Творца.

Смысл третьего испытания не так очевиден. Авраам находит весьма разумный и благополучный выход из положения: уходит из того места, где пищи нет, в такое место, где еда есть, поскольку Б-г не запрещал ему покидать Эрец-Исраэль. Всевышний велел Аврааму пойти туда, но не обязал его непрерывно там находиться. Проблема решилась, как кажется, довольно просто. В чем же тут состоит испытание?

Раши объясняет: Авраам не задавался вопросом, почему Всевышний, потребовав, чтобы он поселился в Кнаане, устроил ему такую неприятную неожиданность. Он даже не думал об этом. Он не предъявлял претензий Всевышнему, что нередко случается с людьми, попавшими в беду. Он не сетовал: «За что это мне? Почему Б-г так суров со мной? Где же Его милосердие?» Он спрашивал, что делать, но не спрашивал, почему происходит именно это. Он не сомневался в мудрости и справедливости Провидения.

А в чем суть испытания с фараоном? Ведь эту ситуацию, как сегодня выражаются, Авраам вообще не контролировал. Что он мог поделать? Ничего. Что случилось, то случилось.

Очевидно, это испытание того же типа, что и голод. Но если так, то в чем же разница между ними? Ведь если человек успешно прошел испытание, Б-г не станет его повторять. Ответ прост. Это испытания одного типа, но разного уровня. Похищение жены – не то же самое, что необходимость временно покинуть место проживания. Это намного больнее… Но и тут Авраам ни в чем не упрекнул своего Творца.

Что, собственно, проверялось этим испытанием? Не действие, не само поведение в данной ситуации, а верность сердца. И такова направленность всех испытаний, которым подвергся Авраам и из которых с честью вышел. Сказано о нем в книге Нехемьи (9:8): «И нашел Ты (Всевышний), что верно его сердце Тебе».

Возможны сотни уровней испытаний в ситуациях, когда дела у человека идут не так, как хочется. Во времена Катастрофы тяжелейшее, трагическое испытание на верность Всевышнему прошли сотни тысяч верующих евреев. На их глазах происходили события, которые могли побудить усомниться в доброй воле Творца, но они не усомнились. Правда, были и такие, кто этого испытания не выдержал. (В первой части «Михтав ме-Элияу» рав Деслер касается этой темы, когда пишет о гибели ешивы «Кельм».)

Среди бесчисленных хасидских историй есть один рассказ, говорящий как раз об этом высоком душевном качестве – верности сердца.

Жил на свете хороший человек, еврей, и жил он долго. Его спросили:

– За что это Б-г дает тебе такие долгие годы?

Он ответил:

– С людьми разное в жизни происходит: и хорошее, и плохое. Когда случается что-то плохое, люди спрашивают, за что. Вот их и вызывают для разъяснений. Я не спрашиваю – меня не вызывают.

Сказано в «Пиркей авот», 5:3-4: «Десять поколений [было] от Ноаха до Авраама, из этого мы знаем, сколь велико Его (Всевышнего) долготерпение, ибо все эти поколения вызывали Его гнев непрестанно, пока не пришел Авраам и не удостоился всего того, чего не заслужили они. Десяти испытаниям подвергся наш праотец Авраам и выдержал все – из этого мы знаем, сколь велика его любовь [к Всевышнему]».

Рав Хаим из Воложина в своей книге «Руах Хаим» («Дух жизни»), комментариях на «Пиркей Авот», спрашивает: почему, когда речь заходит об испытаниях, в приведенном отрывке говорится уже не просто «Авраам», а «наш праотец Авраам»? Почему это подчеркивается? Потому что, выдержав эти испытания, Авраам дал силу выдерживать испытания своим потомкам.

Во многих поколениях евреи, поставленные перед выбором: крещение или смерть – шли на смерть, но не изменяли Б-гу. И это было массовым и постоянным явлением, так поступали не только выдающиеся праведники. Откуда была у людей такая духовная сила? Ее потенциалом (не примером, а именно зарядом) было поведение Авраама в Ур-Касдиме.

Как решались евреи, наладившие уже жизнь в изгнании, в благоустроенных цивилизованных странах, оставить все и отправиться в заброшенную, полную опасностей Эрец-Исраэль? Случалось, они даже не знали толком, что влечет их сюда. Но – ехали, потому что когда-то Авраам-авину беспрекословно выполнил приказ Всевышнего «лех леха» и этим сделал возможным для нас совершение таких поступков в будущем. Он проложил нам путь и дал силы его пройти.


http://www.beerot.ru/?p=6654