Лех Леха — Какое испытание сильнее?

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2006
испытание богатством

Недельная глава Лех Леха

Как известно, есть два испытания: испытание бедностью и испытание богатством, да не пошлет нам Всевышний эти беды!

О бедности сказано, что она сводит человека с ума и заставляет его нарушить волю своего Хозяина (Эрувин, 41а). А о богатстве сказано (Дварим, 32:15): «И разжирел Йешурун, и стал брыкаться». Из-за того, что Всевышний дал евреям так много золота при выходе из Египта, они сделали золотого тельца (Брахот, 32а). В благословении месяца мы просим «жизнь, в которой есть трепет перед Б-гом и боязнь греха», и сразу же после того, как мы просим «жизнь, в которой есть богатство и почет», мы торопимся попросить «жизнь, в которой есть любовь к Торе и трепет перед Б-гом». Почему, ведь мы уже просили о трепете перед Б-гом? Отсюда следует, что богатому человеку требуется двойная порция Б-гобоязненности и добавочное укрепление в любви к Торе. Ведь автор «Ховот а-Левавот» свидетельствует: «Как не могут соединиться в одном сосуде вода и огонь, так не могут соединиться в сердце верующего любовь к этому миру и любовь к будущему миру»!

У Рамбама написано прямым текстом, что испытание богатством тяжелее испытания бедностью и в плане «любви к Торе», а не только в сфере Б‑гобоязненности. Вот, что он пишет («Законы изучения Торы», гл. 1, алаха 8): «Каждый из народа Израиля обязан учить Тору, будь он бедным или богатым, здоровым или больным, измученным страданиями, будь он юношей или глубоким старцем, чьи силы на исходе». Прочитав внимательно, мы заметим, что вначале он упоминает того, кому легко учить Тору – к примеру, здорового и молодого человека, а потом добавляет того, кому очень тяжело – страдающего больного и обессиленного старца. Поэтому, когда он пишет «бедным или богатым», отсюда следует, что именно богатому требуется большая поддержка, потому что испытание богатством тяжелее испытания бедностью! [Если мы обратим внимание на окружающий нас мир преданных Торе евреев, то увидим очевидный факт: огромное число евреев занимается Торой несмотря на бедность. А среди богатых людей процент изучающих Тору гораздо меньше.]

Давайте обратимся к нашей главе. Наш праотец Авраам получил приказ оставить все: «уходи из своей земли, со своей родины, из дома отца твоего», и ему не было сказано – куда, а только: «в страну, которую Я укажу тебе». Рамбан комментирует, что он скитался между народами по разным странам, и каждый шаг был для него испытанием. Испытанием, в чем-то сравнимым с жертвоприношением Ицхака, хотя ему и были даны великие обещания.

«Авраам отправился в путь, как велел ему Г-сподь. Пошел с ним и Лот». Лот пошел с ним несмотря на то, что ему не было приказано Свыше, и он не получил никаких обещаний. Он просто осознавал величие Авраама и ощущал, что отдалиться от него – означает отдалиться от жизни. Как сказано: «Если ученика изгоняют (в город-убежище), его учитель уходит с ним в изгнание» (Макот, 10а). Потому что без учителя ученик жить не может.

Лот страдал вместе с Авраамом от голода и спустился с ним в Египет. Он целиком и полностью выстоял в испытании бедностью. А потом: «И у Лота, который шел вместе с Авраамом, также были и овцы, и коровы, и шатры». И сразу же: «Им не хватало земли, чтобы жить вместе», и «вспыхнула ссора», и «окинул Лот взором всю долину Иордана, и увидел, что вся она орошена», и сразу же: «и двинулся Лот с востока». Слово «ми-кедем» (с востока) объясняет Раши: «Отодвинулся от Кадмона всего мира (от Предшествующего миру, т. е. Всевышнего), сказал: “Невозможно быть ни с Авраамом, ни с его Б-гом”». Испытание бедностью он выдержал, а в испытании богатством – провалился…


http://www.beerot.ru/?p=43570