«Из глубин» — Микец — Разделение и единство

Дата: | Автор материала: Рав Симха Мандельбойм

4250

Недельная глава Микец

Вопросы, связанные с главой Микец, – трудны и многочисленны. Почему Йосеф не открылся братьям сразу же, как встретил их в первый раз? Почему притворился чужим для них и причинил им столько страданий? Более того, зачем позволил своему отцу так долго жить с ощущением утраты и скорби по нему? Нам не под силу описать великое страдание и печаль нашего праотца Яакова из-за своего сына. Все родные Яакова старались утешить и порадовать его, но ничто не помогало – глубина скорби не давала ему утешиться. А Йосеф мог одним словом перевернуть мир Яакова и вернуть ему присутствие Шехины. Почему же не сделал это? Есть и другой повод удивляться: зачем Йосеф причинил отцу еще одно страдание, заставив переживать из-за Биньямина? Ведь Биньямин был очень дорог Яакову, оставшись единственным сыном от Рахели. И еще, зачем Йосеф решил мучить Биньямина и остальных братьев, спрятав свой кубок в его сумку?

Эти вопросы уже задавал Рамбан (Берешит, 42:9). Взгляните, что он ответил: Йосеф пошел на все эти хитрости, чтобы исполнить свои сновидения. В них заключалось пророчество, что все его братья поклонятся ему. Согласно подходу Раши, приведенному также и у Рамбана (Йосеф увидел исполнение своих снов), все наши затруднения по-прежнему остаются в силе, и мы должны разрешить их. Также и согласно подходу самого Рамбана нужно понять, в чем заключается суть сновидений, и почему было решено, что братья должны поклониться Йосефу, правящему Египтом?

Грех продажи Йосефа

Чтобы найти разгадку, мы должны изучить тему продажи Йосефа.

Святой автор книги «Шней Лухот а-Брит» ставит принципиальный вопрос: «Известно, что у детей Яакова были добродетели – несомненно, большие, чем у ангелов-служителей. Они соответствуют двенадцати сочетаниям букв имени Авая. При этом разум не может понять, как такие возвышенные люди собирались вместе совершить самое тяжкое из всех преступлений – убийство! Ведь они хотели убить своего брата! Тем более праведника, столп мира! Такое даже великий злодей не сделает».

Первенец Рахели

Ключ к пониманию этой темы скрыт в словах мудрецов («Берешит Раба», 84:6): «”Вот потомство Яакова – Йосеф”… Все, что случилось с одним, случилось и с другим… Как тот первенец, так и этот первенец… Как этого ненавидел собственный брат, так и того ненавидели братья. Как этого брат захотел убить, так и того…»

Еще наши мудрецы говорят («Берешит Раба», 84:18, по версии Радаля): «Сказал Святой, благословен Он: вы продали сына Рахели за двадцать серебряных, что равно пяти сэла, – поэтому каждый будет отделять стоимость своего сына в пять сэла [для выкупа первенца]».

Из слов мидраша (см. «Гур Арье», Берешит 37:2) можно понять, что причина противодействия братьев Йосефу была в том, что он считался первенцем Рахели. И как Эсав пошел против Яакова из-за его первородства, так, несмотря на колоссальное различие этих случаев, братья пошли против Йосефа из-за первородства.

Нет нужды доказывать, что здесь имела место не обычная низменная ненависть, а противодействие, опирающееся на благое намерение – на разумный подход, основанный на законах Торы (по мнению братьев).

Автор «Шней Лухот а-Брит» много пишет для пояснения этого вопроса, и таковы вкратце его слова: в Израиле есть два образа царства – Йосеф и Йеуда. Царство Йеуды является главным в замысле Творца, но прежде, чем оно сможет проявиться, должно возникнуть другое царство – принадлежащее Йосефу. Оно призвано объединить народ, благодаря чему община Израиля будет готова принять на себя царство Йеуды.

Далее он продолжает: «Братья не поняли этого [что сначала должно появиться царство Йосефа, чтобы подготовить почву для царства Йеуды]. Они полагали, что Йосеф хочет забрать царство себе и своим потомкам. Поэтому пошли в Дотан, чтобы судить его по закону Торы. И все, даже любившие его сыновья Билхи и Зилпы, согласились, что он заслуживает смерти, считая, что он оспаривает царство сына Давида. А каждый, кто идет против царства дома Давида, словно идет против Шехины. Об этом и сказали наши учителя: “Они взяли Шехину в соучастники”, то есть решили, что он идет против Шехины, поскольку восстает против царства дома Давида».

Объясним это. Первенец Леи, Йеуда нес в себе силу основного царства в замысле Творца, но и для первенца Рахели, Йосефа было место в строительстве царства Израиля. Его братья не знали этого и думали, что весь образ царства сосредоточен только у Йеуды. Вот почему они не поверили снам Йосефа, которые показывали его место в создании царства Израиля. Йосеф же считал правильным рассказать свои сны братьям. Он надеялся, что они примут и его царство, благодаря чему все колена Израиля объединятся, как написал Рамбам («Сефер а-Мицвот» 173): «Он соберет весь наш народ и поведет его».

И поскольку братья не знали, что царство Йосефа также имеет свое место, они решили, что он стремится подчинить их себе. Вместо того, чтобы сплотиться и объединиться вокруг Йосефа, они пошли против него, пока в итоге ситуация не дошла до продажи Йосефа – греха, который полностью разделил общину Израиля.

Согласно этому принципу можно понять слова мудрецов (Санедрин, 102а): «В Шхеме братья продали Йосефа – в Шхеме же и разделилось царство дома Давида». Смысл в том, что при продаже Йосефа было посеяно зерно раздора и разделения двух сил – линии Рахели и линии Леи. Спустя много лет это зерно проросло, и это вызвало страшный раскол между царством дома Давида и царством Йосефа и Эфраима.

Итак, братья не совершали страшного греха убийства даже в мысли. Их противодействие «первенцу Рахели» исходило из почтения и преданности царству Йеуды. Они думали, что Йосеф бунтует против царства Небес, раскрывающегося через власть Йеуды. Вот почему они совершили суд Торы и приговорили Йосефа к смерти как восставшего против царя и противника Шехины.

Однако мудрецы открывают нам: хотя братья намеревались выполнить волю Небес, к этой борьбе против «первенца Рахели» примешивалось скрытое (даже для них самих) намерение не во имя Небес. Оно было тонким и подобным тени греха, которая видна только глубокому взгляду Всевышнего, проверяющему сердце человека. Это намерение исходило из зависти к Йосефу, его высокому достоинству – он был отделен и отличен от остальных братьев (Маараль, «Гур Арье», Берешит, 37:1). Им было трудно признать свою ущербность перед ним и свой долг подчиниться ему.

Если бы не эта зависть, сыновья Яакова приняли бы царство Йосефа с любовью, и все «колена Б-га» сплотились бы вместе. Иными словами, если бы братья признали преимущество и высоту Йосефа – то, что он направлял все силы к высшей цели (это качество называется «основой», Йесод) – тогда они и сами постарались бы последовать за ним и создали бы единое сообщество, чтобы выполнять волю Всевышнего. Но эта тонкая зависть не позволила им все проверить и найти у себя ошибку. Они не подумали о том, что, быть может, им не хватает какого-то знания, которое объяснило бы смысл сновидений Йосефа. Это и привело их к отступлению от истины («Шней Лухот а-Брит», там же).

Исправление греха продажи Йосефа

Уяснив, в чем состоял грех продажи Йосефа, мы готовы разрешить затруднения, поставленные в начале. Ось, вокруг которой вращаются события, – это этапы исправления греха продажи Йосефа.

Если бы мы удостоились того, что братья добровольно приняли бы на себя царство Йосефа, это оградило бы их и их отца от страданий и тягот, описанных в главе Микец. Но поскольку они не пожелали сплотиться и объединиться вокруг царства Йосефа, в народе Израиля возникла страшная пропасть – раскол между царствами Йеуды и Йосефа. Вот почему понадобилось предпринять различные шаги, чтобы свести вместе края этой пропасти и исправить грех. В этом и состояло намерение праведника Йосефа во всем, что он делал. Он хотел исправить и очистить общину Израиля от греха его продажи, как об этом говорит «При Цадик» (ч. 1, стр. 18): «Все, что делал Йосеф, было лишь от любви – чтобы очистить их от греха продажи и причинения страданий отцу, а вовсе не от ненависти».

В свете этого предисловия и нужно рассматривать все, что Йосеф сделал со своими братьями. Постараемся объяснить детали достижения этой цели.

Первый шаг к исправлению – «разведчики вы»

Когда Йосеф в первый раз встретился с братьями в Египте, он вспомнил о снах, возвещавших о единстве, которое будет создано благодаря нему и вокруг него. И поступил мудро: сразу приказал арестовать того, кто бросил его в яму, – Шимона. Сделал он это, чтобы привести Шимона и остальных братьев к тшуве. Когда они увидят наказание, которое настигнет их по принципу «мера за меру», то непременно задумаются о раскаянии за то, что продали Йосефа. И он действительно сумел побудить их к тшуве. Уже в тот первый раз они сказали друг другу: «Виновны мы из-за нашего брата… вот почему настигла нас эта беда».

Второй шаг – «И приведите вашего младшего брата ко мне»

Йосеф хотел укрепить их тшуву. Для этого он подверг братьев испытанию, похожему на его продажу. Он потребовал привести Биньямина в Египет, чтобы они доказали свою любовь и преданность сыну Рахели (поскольку корень их ненависти изначально возник от ревности к линии Рахели, а не только от личной ненависти к Йосефу).

Братья действительно пошли по пути, по которому направил их Йосеф. Настал день, когда они должны были привести Биньямина. Они оберегали сына Рахели, как зеницу ока. Наши мудрецы дали такое толкование («Берешит Раба», 95а): «”Волк и ягненок будут пастись вместе” (Йешаяу, 65). Волк – это Биньямин (так он назван в Торе), а ягненок – остальные братья, как сказано (Ирмияу, 50): “Потерянный ягненок –Израиль”. Будут пастись вместе – когда? Когда Биньямин спустится с ними… Они ставили его посередине и оберегали». Последняя фраза означает, что братья окружали Биньямина со всех сторон в дороге, чтобы уберечь от диких зверей и разбойников («Матнот Кеуна»). Так они доказали, что по-настоящему искоренили из своих сердец всякий росток зависти к Рахели и ее потомкам, продолжателям ее пути.

Третий шаг – «И ушла ревность Эфраима»

«”А Йеуду послал перед собой” (Берешит, 46:28) – написано (Йешаяу, 65): “И лев, как бык, будет есть солому”… Лев – это Йеуда: “Детеныш льва Йеуда” (Берешит, 49:9). Бык – это Йосеф: “Первенец быка, великолепие ему” (Дварим, 33:17). Они будут есть вместе, “и сели перед ним… и приносили им подношения” (Берешит, 43:33). Это и означает “лев, как бык, будет есть солому”. Поэтому “Йеуду послал перед собой”. Писание говорит: “И ушла ревность Эфраима”» (Берешит Раба 95 а).

«Поскольку он был в мире с ним, то послал его к Йосефу… так зависть полностью ушла со всех сторон» («Матнот Кеуна»).

Йосеф обратил внимание на то, что его братья сожалеют о грехе и относятся к Биньямину с любовью. Поэтому, когда они пришли к нему во второй раз, он тоже изменил свое отношение к ним и принял их с радостью. Братья почувствовали свет исправления и стали праздновать вместе с ним: «И пили, и пьянели с ним» (Берешит, 43:34). Наши мудрецы говорят (Раши): «С того дня, как его продали, ни он, ни они не пили вина, а в тот день выпили». Это указывает на свет исправления. В тот момент Йосеф почувствовал, что настало подходящее время полностью заделать брешь в отношениях между братьями. Он приказал спрятать кубок в сумку Биньямина, чтобы они доказали свою любовь к нему, проявив самопожертвование ради него. Эта самоотверженность ради того, чтобы не позволить взять Биньямина в плен, по силе была равна греху продажи в плен Йосефа и должна была принести его исправление. Братья выдержали испытание, и Йеуда, первенец Леи, не пощадил себя ради Биньямина, сына Рахели. Мудрецы говорят («Берешит Раба», 93:9): «Сказал раби Хия бар Аба: Во всем, что сказал Йеуда Йосефу перед братьями до слов “и не мог Йосеф сдерживаться”, было примирение с Йосефом, с Биньямином и с остальными братьями. С Йосефом – словно говоря: смотрите, как он не жалеет себя ради сына Рахели; с братьями – словно говоря: смотрите, как он не жалеет себя ради них».

Слова Йеуды затронули сердце Йосефа и заставили его раскрыться. Мудрецы заканчивают так: «С Биньямином – сказал ему: как отдаю я жизнь ради тебя, так отдал бы ее и за твоего брата. “И не мог Йосеф сдерживаться” (Берешит, 45:1)». Йосеф почувствовал, что его любовь к Йеуде переливается через край: «Как в воде лицо к лицу», и это было знаком того, что грех исправлен в своем корне. Так он узнал, что настал момент раскрыться перед братьями, как сказано: «И ушла ревность Эфраима» (Йешаяу, 11:13).

Итак, мы выяснили, что все действия Йосефа были направлены, следовали одной цели – испытать братьев и возвысить их над грехом его продажи в рабство. И действительно, как только этот грех был исправлен, и в их сердцах созрело решение принять на себя владычество Йосефа, он не стал медлить и тотчас раскрылся своим братьям. Это стало знаком будущего избавления: «И так же будет во время конца – Всевышний не задержится ни на мгновение. Об этом сказано: “Я Б-г в свое время ускорю его”. Когда наступит время, все произойдет скоро и быстро» («При Цадик», Ваигаш, 1).

«И будут едины в твоей руке»

Из всего сказанного становится ясно, что глава Микец завершает тему избавления, начатую в разделе Ваешев. Там было описано рождение двух Машиахов – бен Йосеф и бен Давид, а здесь рассказывается о звене, недостающем для совершенного избавления, – о соединении обеих этих сил вместе. Глава Микец намекает на то, что совершенное избавление произойдет вскоре, в наши дни, лишь после того, как обе они соединятся.

Мудрецы раскрывают, что этот разрыв закроется лишь в конце дней («Танхума», Ваигаш 4): «”И уйдет ревность Эфраима” (Йешаяу, 11:13) – о ком сказал пророк эту фразу? Не иначе, как о Йеуде и Йосефе… обычно в мире бык боится льва, но теперь лев и бык стоят и бодаются, и ревность остается между ними до прихода Машиаха. Но тогда “уйдет ревность Эфраима”».

Наш взор устремлен к тому дню, когда края этой пропасти полностью сомкнутся, как описано у пророка (Йехезкель, 37:15, афтара к Ваигаш): «И ты, сын человеческий, возьми себе одно дерево и напиши на нем “для Йеуды и сынов Израиля, друга его”. И возьми еще одно дерево и напиши на нем “для Йосефа дерево Эфраима и всего дома Израиля, друга его”. И приблизь одно к другому, чтобы стало у тебя одно дерево, и будут едины в руке твоей… Так сказал Б-г Всесильный: вот Я беру дерево Йосефа… И положу его к дереву Йеуды, и сделаю их одним деревом, и будут одним в Моей руке… И сделаю их одним народом на земле… и один царь будет им всем царем, и не будет более двух народов, и не разделятся больше на два царства…»

Единый союз

Главная идея главы Микец – это единство. Отсюда мы учим, что приготовление и предварительное условие для явления царства дома Давида – это совершенное единство между разными частями народа Израиля. Мы должны знать: хотя лица евреев неодинаковы, и мнения их неодинаковы («Бемидбар», Раба 66:2), все же все они должны объединиться. Как в теле человека есть 248 органов, и все объединяются, чтобы создать один организм, так и весь Израиль объединяется в общий «организм» (см. «Шней Лухот а-Брит», ч. 3, стр. 48). Мы должны возвыситься над разделением и разобщением между разными общинами и течениями. Нам нужно соединиться в истинной любви, и каждому – заботиться и отдавать свои силы ради блага ближнего, как сыновья Яакова сделали ради Биньямина. В награду за это мы удостоимся совершенного избавления и раскрытия света Машиаха бен Давида, вскоре в наши дни. Амен.

Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. О разделах Торы» вышла в издательстве «Ам а-Сефер».

 Приобрести книгу можно в магазине еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=29830