От Адама до Авраама — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ноах

Дата: | Автор материала: Рамбан

4547

Недельная глава Ноах

«И вот родословие сыновей Ноаха – Шема, Хама и Яфета: у них родились дети после потопа» (Берешит, 10:1).

Слова «у них родились дети после потопа» служат намеком на то, что сыновья Ноаха могли бы иметь детей еще до потопа – ведь в тех поколениях рождали детей обычно в шестидесятилетнем возрасте, а у этих дети родились лишь в столетнем возрасте и только после потопа, так как Творец запечатал чрево их жен, чтобы они не рожали и чтобы их дети не были уничтожены при потопе или не пришлось спасать многих людей в ковчеге. И так же Всевышний поступал со всем этим родом, ведь у и Лемеха, и у Метушелаха дети родились во в два раза более позднем возрасте, чем у их предков, а у самого Ноаха – еще в более позднем.

Рамбам писал в «Путеводителе заблудших», что приведенное в Торе родословие сыновей Ноаха служит подтверждением тому, что мир сотворен Творцом. И это действительно так. Ведь когда наш праотец Авраам наставлял «своих потомков …следовать путем Г-спода» (Берешит, 18:19), он наверняка рассказывал им о Ноахе и его сыновьях, которые видели потоп и были в ковчеге. И вот, Авраам – свидетель, видевший Ноаха, непосредственного участника событий потопа, и он – четвертое звено в свидетельстве о сотворении мира, так как отец Ноаха, Лемех, видел первого человека – Адама. А Ицхак и Яаков видели Шема [по свидетельству мидраша, сразу после того, как наш праотец Ицхак был вознесен на жертвенник на горе Мория, Авраам отправил его постигать «учение Б-га» у Шема; а позднее в бейт-мидраше Шема учился и наш праотец Яаков], непосредственного свидетеля потопа, и Яаков рассказал обо всем этом своим потомкам, спустившимся в Египет, а также фараону и людям его поколения. И во все времена люди знают о своих предках до четвертого и пятого поколения и рассказывают об их делах и их происхождении.

[В Талмуде прослеживается цепь передачи традиции от первого человека до нашего наставника Моше: «Метушелах (дед Ноаха) видел Адама, Шем видел Метушелаха, Яаков видел Шема, Амрам (отец Моше) видел Яакова…» (Бава Батра, 121б, Рашбам). А в мидраше сказано: «Наш праотец Яаков учился у Шема, Шем учился у Метушелаха, а Метушелах – у Адама» («Седер Олам Раба», 1).]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=28855