Праведник — в поколении нечестивцев — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ноах

Дата: | Автор материала: Рамбан

4134

Недельная глава Ноах

«Ноах – праведный человек, был совершенным в своих поколениях, перед Б-гом ходил Ноах» (Берешит, 6:9).

Писание упоминает о том, что Ноах был чист и совершенен в праведности, чтобы показать, что он достоин того, чтобы быть избавленным от вод потопа, так как он вообще не подлежал наказанию. …Ведь праведник, в отличие от нечестивца, получает оправдание на Суде, как сказано: «И оправдают праведного, и обвинят виновного» (Дварим, 25:1).

И после того, как в стихе сказано, что он был праведный человек, а не порочный и не извративший свои пути, как его современники, подлежащие каре, – добавлено также, что он ходил перед Б-гом, испытывая трепет лишь перед Ним. И его не соблазнили ни «наблюдатели звезд [астрологи – предсказатели будущего по звездам]» (Йешаяу,47:13), ни гадатели, ни маги, ни, тем более, идолопоклонники – и он вообще не прислушивался к ним, но был предан только Творцу и следовал по пути, который Б-г указал ему, – ведь он был пророком.

[Комментаторы отмечают, что в этом стихе названы три основных достоинства, отличавших Ноаха от людей его поколения: он был праведен в своих поступках, совершенен в качествах своего характера – и он «ходил перед Б-гом». Согласно объяснению рабейну Бхайе, определение «ходил перед Б-гом» относится только к таким праведникам, которые постигли величие солнца, небесных сфер и звезд: порядок их взаимодействия и влияние, оказываемое ими на нижний мир, – ведь это постижение приводит к высочайшему прославлению Б-га. И об этом сказал царь Давид: «Небеса повествуют о величии Б-га, о деяниях Его рук рассказывает небесный свод» (Теилим, 19:2). …И сказано: «перед Б-гом ходил Ноах», так как он постиг пути солнца и силу его влияния на мир, и он знал силу воздействия звезд и созвездий – и, тем не менее, он не склонился к тому, чтобы служить им, ибо познал благодаря своей мудрости, что есть Высшая Причина всего, происходящего во Вселенной. И он прилепился к Творцу – в отличие от людей своего поколения, которые были погружены в служение солнцу, звездам и созвездиям и считали их высшей силой. …А первым подобного уровня достиг Ханох, как сказано: «И ходил Ханох с Б-гом» (Берешит, 5:22), – ведь он видел, как люди, начиная с поколения Эноша, служат солнцу, звездам и созвездиям, но силою своей мудрости сумел постичь, что есть Высшая Причина, определяющая всё во Вселенной (Рабейну Бхайе на Берешит, 6:9).]

А поскольку Ноах был праведником и не подлежал наказанию, то в его заслугу следовало избавить от потопа и его сыновей, и членов его семьи, ведь если бы его потомство было уничтожено, это стало бы карой и для него. А возможно, его сыновья и члены его семьи тоже были праведниками, как и он, ведь он их учил [об этом говорится в мидраше: «И следовали сыновья Ноаха путем Б-га, как обучили их [прадед] Метушелах и отец Ноах»], подобно тому, как сказано [про праотца Авраама]: «Он заповедал своим потомкам и своему дому после себя следовать путем Г-спода» (Берешит, 18:19).

А почему в Торе подчеркивается, что Ноах был праведником именно «в своих поколениях»? Некоторые мудрецы считают, что так сказано в похвалу – ведь в поколении праведников он бы уж тем более был праведником; а некоторые полагают, что так сказано в укор, и это толкование приводит Раши.

[Этот спор мудрецов приведен в талмудическом трактате Санедрин. Раби Йоханан полагает, что Ноах мог считаться «цадиком» (праведником) только «в своих поколениях» – но не в других (Санедрин, 108а). Раши поясняет, что с этой точки зрения Ноах выглядел праведником лишь на фоне законченных нечестивцев, которыми являлось большинство его современников, но в поколениях истинных праведников – например, «в поколении Авраама его бы не ставили ни во что» (Раши, Берешит, 6:9). Однако Рейш Лакиш считает, что если уж Ноах сумел остаться праведным в окружении законченных негодяев, то уж тем более он бы стал величайшим праведником в поколении благочестивых людей (Санедрин, 108а; Раши, Берешит, 6:9).]

А мне кажется верным, что простой смысл (пшат) заключается в следующем: в тех поколениях только он один и был праведным, и не было в его поколениях праведника и совершенного человека, кроме него. И так сказано: «…тебя Я увидел праведным передо Мной в этом поколении» (там же, 7:1) – т. е. во всем поколении не было иного, достойного быть спасенным.

И сказано «в своих поколениях» (во множественном числе), поскольку многие поколения минули с тех пор, как человечество совратилось с пути, – но не было праведника на земле, помимо него. И пусть у тебя не вызывают затруднений слова наших мудрецов о Метушелахе – ведь в данном стихе говорится только о том, что во всех тех поколениях не было другого праведника, достойного избавления от потопа, кроме Ноаха.

[В мидраше указано, что дед Ноаха – Метушелах – «был совершенным праведником (цадик гамур), и каждое слово, выходящее из его уст, служило прославлению Святого, благословен Он» («Ялкут Шимони», Берешит, 42). И также рассказывается, что он учился у первого человека – Адама, созданного руками самого Творца, а затем в течение 98 лет перед потопом был наставником сына Ноаха – Шема («Седер Олам Раба» 1; Бава Батра, 121б, Раши).

В трактате «Авот де-раби Натан» объяснено, что «все время, пока Метушелах был жив, воды потопа не обрушились на землю» – в его заслугу. И даже когда он умер – в одиннадцатый день месяца Хешван 1656 года /2104 г. до н.э./, – Творец «дал им еще семь дней отсрочки, …чтобы они могли раскаяться, но они не смогли» («Авот де-раби Натан», 32:1; «Берешит Раба», 32:7). Комментаторы поясняют: «смерть праведника должна была навести людей на мысль, что он взят Б-гом в преддверии надвигающейся катастрофы», чтобы избавить его от гибели с нечестивцами («Эц Йосеф», там).

А для Ноаха и его семьи эти семь дней отсрочки стали «днями траура по праведному Метушелаху» (Санедрин, 108б; «Берешит Раба», 32:7). И в эти семь дней «Святой, благословен Он, справлял траур по созданному Им миру – ведь, поскольку Он знает будущее, Он скорбит перед бедой, а не после, как люди из плоти и крови» («Имрей Йошар» на «Берешит Раба», 32:7).]


http://www.beerot.ru/?p=28839