Хаей Сара — Осторожно с капиталом!

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

241

Недельная глава Хаей Сара

«Авраам состарился…» (Берешит, 24:1).

Спрашивают наши святые мудрецы (Бава Кама, 97б): «Как выглядела монета, которую чеканил праотец Авраам? С одной стороны – старик и старуха, с другой стороны – юноша и девушка». Простое объяснение таково: наш праотец Авраам был царем, а у царей в обычае чеканить монеты с печатью царя. На монете Авраама с одной стороны были выгравированы образы старика и старухи – Авраама и Сары, а с другой стороны – юноши и девушки, т. е. Ицхака и Ривки.

Кроме простого объяснения, есть здесь и намек: по-видимому, наш праотец Авраам желал научить людей, что такое «кошерный» капитал. Известно, что Авраам более всего выделялся качеством хеседа, как мы учим из истории с ангелами, которых он принимал, как гостей. Ицхак, в отличие от него, выделялся качеством Б-гобоязненности, как сказано: «страх Ицхака». В этом и заключается намек: с одной стороны – старик и старуха: деньги нам даются, чтобы совершать с их помощью хесед, помогать другим. Однако, недостаточно лишь делать добрые дела и заповеди посредством своего имущества, с другой стороны монеты – юноша и девушка. Это намек на то, что нужна и Б-гобоязненность в бизнесе: капитал должен быть чистым от грехов, в особенности – от воровства и грабежа (гезель). Только такая, «кошерная» монета – это монета нашего праотца Авраама.

На самом деле, многие ошибаются в этом, и считают, что если они дают деньги на благотворительность, на синагогу и т. п., то ничего страшного, если бизнес не такой уж «гладкий» и не абсолютно чистый. Или что не заплатить вовремя мелкие долги, а то и вообще забыть о них, – это тоже не такой уж серьезный проступок. Однако наш праотец Авраам учит нас: монета может быть кошерной, только если ее сопровождает и качество нашего праотца Ицхака – Б-гобоязненность, страх перед грехом.

Это касается каждого из нас, в том числе и тех, кто удостоился сидеть в бейт-мидраше по нескольку часов в день.

Ведь сказал Виленский Гаон, что учащий Тору не увидит благословения в своей учебе, если у него в доме есть хотя бы один гвоздь, который не принадлежит ему по закону Торы. Насколько страшны эти слова!

Во времена великого рава Хаима из Воложина произошла одна история, которая немного дает нам понять, насколько серьезен запрет гезель. Один из учеников ешивы тяжело заболел и поехал домой. По пути он остановился на ночь в небольшой гостинице. Утром, когда пришло время расплачиваться с хозяином, юноша обнаружил, что ему не хватает семи копеек до суммы, которую назвал хозяин. Он пообещал, что при первой возможности вернет этот маленький долг, и хозяин согласился. Приехав домой, юноша дал одному своему другу, тоже ученику воложинской ешивы, эти семь копеек, чтобы тот, возвращаясь в ешиву, заплатил хозяину гостиницы. Однако друг забыл это сделать.

Прошло немного времени, и больной юноша умер. Однажды ночью, после полуночи, рав Хаим шел по коридору ешивы и вдруг увидел умершего юношу, который идет ему навстречу. Рав Хаим поздоровался с ним и спросил: «Какой приговор тебе вынесли?» Покойный ответил, что, когда попал на Высший Суд, оказалось, что он совершенно чист от любых грехов, и было постановлено, что он отправляется в Ган Эден. Однако, когда юноша пришел к вратам Ган Эдена, сатан преградил ему путь и не дал войти, поскольку он нарушил запрет гезель – не вернул семь копеек хозяину гостиницы. И не важно, виноват он в этом или нет, ведь в конечном итоге долг не выплачен. Поэтому Высший Суд дал ему исключительное разрешение спуститься в этот мир в образе живого человека и попросить рава позаботиться о выплате долга, чтобы он смог войти в место своего упокоения. В то же утро рав Хаим вызвал того друга и приказал ему немедленно поехать и заплатить долг. После этого юноша более не появлялся.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88273