Хаей Сара — Что передается по наследству?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

230

Недельная глава Хаей Сара

«И я закляну тебя Г-сподом, Б-гом небес и Б-гом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Кнаана, среди которого я живу; Но в мою землю и на мою родину пойдешь, и возьмешь жену сыну моему Ицхаку… И сказал ему Авраам: берегись, не возвращай сына моего туда» (Берешит, 24:3, 4, 6).

Несколько вопросов возникают после прочтения этих стихов. Зачем нам рассказывается о том, что Авраам проживает в среде кнаанейцев, ведь это факт хорошо известен? Также следует из стиха, что Авраам не хотел, чтобы Ицхак женился на женщинах земли Кнаана, чтобы те не научили его своим дурным поступкам, как сказано: «И не роднись с ними: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего. Ибо отвратят сына твоего от Меня, и они будут служить иным божествам…» (Дварим 7:3).

Но если так, то какой прок будет в том, если в жены Ицхаку будет взята невеста из дома Лавана и Бетуэля? Ведь и они такие же служители идолов, как и кнаанейцы?

Очевидно, что Авараам рассуждал следующим образом: если Ицхак женится на кнаанейской девушке то, скорее всего, мой сын будет жить среди них. Вот тогда и возникнет серьезное опасение, что Ицхак попадет под их влияние и научится их дурным поступкам. Эта же проблема останется если Ицхак возьмет себе в жены дочь из дома Лавана и Бетуэля и продолжит жить с ними. Если же Ицхак возьмет себе в жены дочь из дома Лавана, но вернется в землю Кнаана, тогда подобным опасениям нет места. Ведь Лаван и Бетуэль, находясь на большом расстоянии, будут лишены всякой возможности оказания дурного влияния на Ицхака.

Но разве опасность проживания в среде кнаанецев не подстерегает Ицхака у себя на родине? Нет! Так как отсутствие желания породниться с ними не только не позволит сблизиться и смешаться с кнаанейцами, но даже вызовет их ненависть.

Правда все еще остается серьезная проблема, а именно – дурная наследственность отцов. А здесь с обеих сторон — как кнаанейской, так и Бетуэля с Лаваном — все, на первый взгляд, выглядит одинаково негативно. Так почему же Авраам предпочел «дурную наследственность» уроженцев своей земли «дурной наследственности» кнаанейцев?

Известно, что природа отцов передается по наследству их потомкам. Вот только эта наследственность верна лишь в той части природы человека, которая имеет отношение к его качествам. Такие качества, как страсть к чревоугодию, разврату, злословию или зависти, передаются по наследству от отцов к сыновьям. А вот все, что зависит от разума человека, как например, его предубеждения, взгляды, или идеология – не переходят автоматически от отцов к сыновьям. Это потому, что в создании человека участвуют три стороны: отец, мать и Творец. Материальную составляющую дают отец и мать, что предопределяет материальные предпосылки у их потомков. Однако третьей стороной является Творец. И именно Он наделяет человека душой и разумом, позволяющим ему не находиться в зависимости от веры или идеологии своих отцов, и выбирать собственный путь.

Именно поэтому Авраам видел правильным искать невесту Ицхаку среди потомков Бетуэля и Лавана, а не среди кнаанейцев.

Да, верно, что дочери Бетуэля и Лавана происходили из среды точно таких же идолопоклонников, как дочери земли Кнаана. Но ведь это поведение является лишь следствием ошибочных взглядов и идеологии, которые дано изменить. Зато они обладали хорошими качествами характера, так необходимыми в служении Всевышнему, что нельзя было сказать о дочерях Кнаана, наследующих от своих отцов, как ошибочные взгляды, так и дурную природу.

По материалам комментария «Кли Якар», подготовил: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=88280