«Из глубин» — Беар — Шмита

Дата: | Автор материала: Рав Александр Арье Мандельбойм

3692

Недельная глава Беар

Шмита – гора Синай

«И Б-г говорил Моше на горе Синай, сказав: говори сынам Израиля и скажи им: когда придете в страну, которую Я даю вам, да будет пребывать земля в покое для Б-га…» (Ваикра 25:1).

«”На горе Синай” — какое отношение шмита (седьмой год) имеет к горе Синай? Ведь все заповеди были сказаны на Синае! Но как все общие правила и частные нюансы были даны на Синае, так и все остальные заповеди, их общее и частное было дано с Синая – так сказано в “Торат Коаним”. А мне видится, объяснение таково: мы не находим при повторении Торы в степях Моава, чтобы там говорилось о покое земли в шмиту, и поэтому мы выводим, что общие и частные законы шмиты были даны на Синае. Писание приходит и сообщает здесь, что в каждом изречении, переданном Моше на Синае, были все общие и частные законы, а потом их повторили в степях Моава» (Раши).

Автор комментария «Ор а-Хаим» задает вопрос: «”На горе Синай”. Нужно понять, почему гора Синай упоминается именно в связи с этой заповедью. И хотя наши учителя (в “Торат Коаним”) сказали: это призвано научить нас тому, что общие и частные законы всех заповедей были даны на Синае, место для вопроса все еще остается: почему научить этому нужно было, говоря именно об этой заповеди, а не о первой или последней?»

Вопрос в «Ор а-Хаим» основан на простом постулате, что в нашей святой Торе нет случайностей. И если Тора предпочла именно в этой заповеди упомянуть гору Синай, значит, есть внутренняя связь между субботним годом и Синаем. Суть ее станет ясной, когда мы разберемся в духовных корнях шмиты и Синая.

Смысл заповеди шмиты

«”И будет покой земли” — хотя Я запретил их тебе, Я не запретил есть и наслаждаться, а только чтобы ты не вел себя с ними как хозяин. В отношении них все должны быть равны – ты, твой наемный рабочий и житель страны» (Раши, Ваикра 25:6).

«Спросил один ученик раби Абау: “Зачем Святой, благословен Он, дал заповедь о шмите?” Тот ответил: “Сказал Святой, благословен Он Израилю: Сейте шесть (лет) и оставьте в седьмой, чтобы знали, что земля — Моя”» (Санедрин, 39а).

«Шмита соответствует качеству “мое — твое” (Авот, 5:10). Иными словами, хотя земля была отдана людям, и человек может приобретать ее и извлекать из нее любые блага. Ведь все виды благ, какие есть в мире, включены в землю, как сказано (Коэлет, 3:20): “Все было из земли”. Но в седьмой год он должен отдать все Б-гу. Он отдыхает от работы и дозволенного земледелия согласно воле Б-га, соблюдая Его повеления. Это принцип “мое — твое”, поскольку человек передает Б-гу все, что приобрел на земле» («Мей Шилоах», раздел Беар и «Бейт Яков», Беар, п. 5).

Отсюда видно, что заповедь шмиты призвана пробудить и укоренить в нас осознание того, что «Мне вся земля», то есть что земля принадлежит Б-гу.

А значит, мы не вправе обращаться с ней как хозяева, но лишь как наемные рабочие и арендаторы, ведущие себя согласно пожеланиям хозяина. Книга «Хинух» говорит о смысле шмиты (заповедь 84): «Потому что есть Господин над господами, и когда Он хочет, велит им сделать плоды бесхозными».

Автор книги «Мей Шилоах» добавляет, что цель этой заповеди связана не только с благами, которые производит земля. В данном случае земля является символом всех мировых благ. Нужно осознавать, что все блага мира — владение Творца, как написано (Теилим, 24:1): «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет, Вселенная и живущие в ней». Человек должен возвращать каждый объект творения его истинному Владельцу, как сказали мудрецы (Авот, 5:13): «Мое — твое». А Писание добавляет (Ишайя, 43:7): «Каждый, кто назван именем Моим, во славу Свою сотворил Я его, сформировал и сделал».

Седьмой год в стране Израиля

Хотя принцип «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет» справедлив в отношении всего мира, поскольку вся Вселенная во власти Творца, заповеди субботнего года касаются только страны Израиля. Это свидетельствует об особых свойствах этой земли, как будет видно далее.

Маараль («Гвурот Ашем», гл. 64; см. также в книге «Дерех Хаим», в предисловии к Мишне) пишет: «Страна Израиля называется “землями”, как написано (Теилим, 105): “И дам вам земли народов”, поскольку их было семь — хетты, эмореи и т. д. Это указывает на святость нашей страны, поскольку все, в чем заключено число семь, — больше всего освящено».

Страна Израиля названа «землями» (семи народностей, живших на ней), чтобы указать на ее отношение к числу семь, на святость материи, как говорит Маараль: «Поскольку все, в чем заключено семь, — наиболее освящено».

Суть в том, что число семь, как уже говорилось выше, означает внутреннюю центральную точку, расположенную между шестью сторонами протяженности объекта — верхней, нижней, передней, задней, правой и левой. Эта точка означает цель, корень и суть материи. К ней относится страна Израиля, через которую все земные точки связываются со своей целью и корнем.

Следовательно, хотя «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет», и все страны предназначены для раскрытия славы Его, все-таки страна Израиля посвящена Ему в наибольшей степени. Поэтому Он поселил в ней потомство любящего Его, которое хранит ее святость, как говорит Рамбан (Берешит, 1:1): «И не подобает, чтобы он унаследовал избранное среди всех мест заселенного мира, но унаследовать ее должны служители Б-га, потомство любящего Его, как написано (Теилим, 105:44): “И дал им страны народов, и труд племен унаследуют, чтобы соблюдали законы Его и учения берегли”. Иными словами, Творец изгнал оттуда тех, кто бунтовал против Него, и поселил там Своих служителей, чтобы знали, что получили ее (страну) благодаря своему служению. Если же согрешат — эта земля изрыгнет их, как сделала с народом, бывшим там до них».

Теперь понятно, почему заповедь шмиты дана нам именно в стране Израиля. Через нее число семь в «месте» (в земле Израиля) соединяется с числом семь во «времени» (семь лет). И тогда эта точка, называемая «седьмой», светит особенно ярко, а все объекты мира объединяются и возвращаются к корню, по принципу «Моя вся земля».

Шмита — Шаббат

Мы видим, что Тора ставит рядом заповеди субботы и шмиты, как написано (Шмот, 34:21): «Шесть дней работай, а в седьмой день отдыхай, от пахоты и жатвы отдыхай [имеется в виду шмита]». Мудрецы уже обратили на это внимание и сделали несколько толкований.

С нашей точки зрения, это можно понять и на уровне простого смысла. Две эти заповеди идентичны по идее — обе указывают на освящение материи и соединение с внутренней точкой, согласно принципу числа семь.

Шмита — Ваикра

Следуя далее такому же подходу, мы сможем понять связь между заповедью шмиты и центральной темой книги Ваикра. Общее между ними — сделать все земное причастным к Всевышнему. Жертва — тема, с которой начинается эта книга, — показывает, как материю освящают и приносят Творцу. Тот же принцип заключен в годе шмиты, когда народ Израиля возвышается к святости, по принципу: «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет».

Седьмое — свобода

С таким подходом так же хорошо проясняется смысл освобождения рабов на седьмой год после продажи, как написано (Дварим, 15:12): «Когда будет продан тебе брат твой, еврей или еврейка, и будет работать на тебя шесть лет, в седьмой год выпусти его от себя на свободу». Нужно разобраться, в чем связь между заповедью освобождения раба и отказом от земельных работ.

Ответ в том, что освобождение раба от хозяина показывает, что Всевышний — единственный истинный Господин, и один человек не должен быть в рабстве у другого, поскольку призван всецело отдаться служению верховному Г-споду, благословен Он. Это же, как мы говорили, является главным принципом шмиты — землю оставляют невозделанной, указывая тем самым, что Творец является хозяином всего.

Мудрецы говорят, что тот, кто не соблюдает шмиту, в итоге будет продан в рабство. И причина очевидна: шмита показывает, что человек и все творение подчинены и посвящены Творцу. А значит, если кто-то пренебрегает этой истиной, его накажут по принципу «мера за меру», и он будет продан в рабство, из-за чего лишится возможности в полной мере подчиняться Творцу и посвятить себя Ему.

Наказание изгнанием и шмита

«Сказал Моше: Владыка мира! Почему евреи были проданы этим царствам? Ответил ему Творец: Потому что нарушали седьмой год, как сказано: «И изгнал уцелевших от меча». В конце этой фразы написано: “Пока не искупила земля свои субботы, все дни запустения отдыхала она, пока не исполнилось семьдесят лет”. Поэтому Святой, благословен Он, говорит Моше в конце всех этих разделов: Ты хочешь, чтобы их не изгоняли? Тогда предупреди их о шмите и йовеле. Об этом и сказано в конце отрывка: “Субботы Мои соблюдайте и перед святилищем Моим трепещите, Я Б-г” (Ваикра, 19). Что значит выражение “Я — Б-г”? Я — тот, кто даст хорошую награду, если будете соблюдать; а если не будете, Я — тот, кто взыщет с вас посредством других царств. Поэтому говори им, чтобы проявили осторожность в отношении седьмого года, как сказано: “И будет покоиться земля для Б-га”, чтобы не постигло их то, о чем написано в следующих разделах» («Мидраш Танхума», Беар 1).

Из этих слов мудрецов видно, что Тора не устрожает настолько, чтобы наказывать нарушающего шмиту отсечением (карет) или казнью. Но все же наказание для них весьма суровое — их ожидает изгнание. Это требует пояснения: почему Тора так строго относится к этой заповеди, назначая изгнание за ее нарушение?

Но и это становится ясно, если следовать нашему подходу. Выше уже объяснялось, что, хотя все земли являются собственностью Творца, как сказано: «Б-гу земля и все, что ее наполняет», тем не менее, земля Израиля особенная — «Мне принадлежит эта земля». Ее статус многого требует от ее обитателей. Святая земля дана Израилю лишь на условии, что признает Всевышнего ее исключительным хозяином. А значит, нет никакого права и возможности жить на ней, если человек не исполняет желания Хозяина.

[Мы видим, что эта земля исторгла из себя всех, кто не осознал этого и кто вел себя неподобающим образом, как написано (Млахим 2, 17:25): «И было, когда начали жить там, не боялись Б-га, и наслал Б-г на них львов, и убивали их». Это же видно и из приведенных выше слов Рамбана (Берешит, 1:1): «И не подобает, чтобы он унаследовал избранное среди всех мест заселенного мира, но унаследовать ее должны служители Б-га, потомство любящего Его, как написано (Теилим, 105:44): “И дал им страны народов, и труд племен унаследуют, чтобы соблюдали законы Его, и учения берегли”. Иными словами, Творец изгнал оттуда тех, кто бунтовал против Него, и поселил там Своих служителей, чтобы знали, что они получили ее (страну) благодаря своему служению. Если же согрешат — эта земля изрыгнет их, как сделала с народом, бывшим там до них».]

Вот почему несоблюдение шмиты неизбежно влечет за собой изгнание. Ведь такое поведение указывает на принцип «мое — мое», словно земля находится в частном владении человека. И в наказание за это ее отнимают у него – в знак того, что «Б-гу принадлежит земля», что Творец — истинный хозяин. Он имеет право сделать с ее обитателями все, что захочет. На это есть намек в Писании (Ваикра, 25:18): «И выполняйте Мои законы, и уставы Мои соблюдайте, и исполняйте их, и живите на земле в безопасности». Раши комментирует: «”И живите на земле в безопасности” — ведь из-за нарушения шмиты евреев изгоняют, как сказано (Ваикра, 26): “Тогда искупит земля свои субботы”. Семьдесят лет вавилонского изгнания соответствуют семидесяти нарушенным годам шмиты». Дополнительное свидетельство важности этой заповеди заключается в том, что на нее есть еще один намек в Писании (Дварим, 5:27): «И говорил тебе обо всех заповедях, и законах, и уставах, которые вы будете изучать и исполнять на земле, которую Я даю вам в наследие… По всем путям, который заповедал вам Г-сподь, Б-г ваш, следуйте, чтобы жили вы, чтобы было вам хорошо, и продлились ваши дни на земле, которую унаследуете». Слово «шмита» можно найти здесь, если брать каждую десятую букву (в оригинале). Это намекает на то, что если в стране Израиля исполнять законы шмиты, это приносит жизнь, благо и продолжительное пребывание на этой земле.

Грех, приведший к изгнанию

С таким же подходом мы можем разрешить противоречие, которое на первый взгляд встречается у мудрецов в вопросе о том, какой грех привел к вавилонскому изгнанию.

В одном месте они говорят, что изгнание произошло из-за трех грехов: идолопоклонства, разврата и кровопролития. А в другом месте — что не соблюдали шмиту. Эти высказывания кажутся противоречащими.

И действительно к изгнанию привели те самые три тяжких греха. Но сыны Израиля не удержались и впали в эти грехи, потому что не выучили из шмиты свой урок. Они не осознали, что «Б-гу принадлежит земля». Поэтому делали, что хотели, а не то, чего желал Хозяин земли. Вот почему они были изгнаны на семьдесят лет по числу пропущенных ими годов шмиты. Ведь ее несоблюдение стало корнем всех грехов евреев в избранной стране.

Седьмой год — избавление

«Об этом сказано в конце главы Беар (Ваикра, 26:2): “Субботы Мои соблюдайте и перед святилищем Моим трепещите, Я — Б-г”. Я — тот, кто даст хорошую награду, если будете соблюдать… И когда приблизится год избавления, Я избавлю вас, как сказано: “Ибо день отмщения в сердце Моем, и год избавления Моего приходит”» («Ялкут Шимони», Ваикра, гл. 25, продолжение п. 658).

Наши святые мудрецы сообщили нам, что будущее избавление связано с седьмым годом. Это напоминает другое их высказывание (Санедрин, 97а): «В шестой — голоса, в седьмой — войны, на исходе седьмого приходит сын Давида».

Объяснение, на наш взгляд, в том, что в седьмой год раскрывается управление миром по принципу «Б-гу земля и все, что ее наполняет», «Б-г воцарится вовеки». В силу этого управления действуют все законы шмиты, и по этой же причине Всевышний освободит мир от рабства и подчинения (в изгнании) и соединит его в Своем совершенном царстве. Об этом мы говорим в молитве («Мусаф» в Рош а-Шана): «И узнает всякое творение, что Ты сотворил его, и поймет всякий созданный, что Ты создал его. И скажет всякий, у кого дыхание в ноздрях: “Г-сподь, Б-г Израиля — Царь, и царство Его над всем правит”». Теперь нам понятна связь между шмитой и избавлением.

Шмита — гора Синай

Мы возвращаемся к вопросу о связи шмиты с горой Синай. Но прежде приведем цитату из комментария «Кли Якар» (Ваикра, 25:1): «”И Б-г говорил Моше на горе Синай, сказав”. Почему шмита упоминается рядом с горой Синай? Когда Моше поднялся на Синай, спустя семь недель, когда евреи отсчитали 49 дней от Песаха до Ацерет (т. е. до получения Торы), гора освятилась, и в пятидесятый день, при даровании Торы, было запрещено пахать и сеять на ней. Это время йовеля, когда провозглашается воля и свобода всему Израиля — “свобода на скрижалях”, с помощью звука шофара при даровании Торы. В тот момент Всевышний сообщил Моше, что такое шмита и йовель, сказав: “В числе 7 и в числе 49 Я даю святость всей земле Израиля, ибо она подобна горе Синай, поскольку воздух ее умудряет. Нет такого учения, как Тора страны Израиля и горы Синай”. Поэтому и стране этой надлежит присвоить такую же святость, как горе Синай, связанную с числом 49 и числом 7, чтобы сделать напоминание о предстоянии у Синая вместе с провозглашением свободы и трублением в шофар, кроме других смыслов этой заповеди. Вот почему сказано “на горе Синай”. Это объяснение верное и близкое разуму».

В этом комментарии объясняется, что шмита по самой сути своей связана с предстоянием у горы Синай, которое совершилось после того, как народ Израиля отсчитал семь недель — семь раз по семь. Так он возвысился к числу семь, к единству, к освящению материи и приведению ее к цели.

Это было центральной идеей в предстоянии у Синая, где народ Израиля получил почетный титул «служителей Б-га». Тогда евреи выделились, став избранным народом Всевышнего и приняв Его Тору.

Благодаря этому возвышению они стали свободными от подчинения другим народам или, если говорить языком «Кли Якар», «это время йовеля, когда провозглашается воля и свобода всему Израиля — “свобода на скрижалях”». Благодаря тому, что они приняли на себя обязанность служить Б-гу, они освободились от рабства любой другой силе, кроме Его единства.

«Кли Якар» говорит, что в силу такого освящения евреи удостоились получить заповеди шмиты и йовеля, указывающие на продолжение этого света. В седьмой год после продажи рабов отпускают на свободу, по принципу «Мне принадлежит земля».

Сказанное соответствует всему, о чем мы говорили до сих пор. Теперь с полной ясностью раскрывается связь между шмитой и Синаем. Это усиление святости в материи, принцип числа семь.

Общее и частное

Продолжая ту же мысль, можно объяснить еще кое-что в словах мудрецов (приведенных в начале этой главы).

Они утверждают, что именно из отрывка о шмите можно выучить, что все тонкости и нюансы заповедей были даны на Синае («Торат Коаним»): «Как насчет шмиты все общие правила и нюансы были даны на Синае, так и обо всех остальных заповедях их общее и частное — на Синае».

Мы могли бы сказать, что лишь общая суть заповедей была передана на Синае, а их детали открылись в степях Моава. Но из раздела о шмите нам стало известно, что мир был создан числом семь, то есть все его детали исходят из внутренней точки, включающей их. К тому же (и даже тем более), каждая частная деталь в Торе сама представляет принцип числа семь и исходит из общего принципа. А значит, никак нельзя разделять между общим и частным. Отсюда неизбежно следует вывод, что как общее было сказано на Синае, так и все детали переданы там же.

Заключение

Теперь нам ясно, что заповедь шмиты призвана научить нас, что «Мне принадлежит земля» — страна Израиля дана нам по принципу числа семь, соединения материи с ее корнем. И каждый, кто соблюдает этот принцип, вправе жить в ней. Для тех же, кто не соблюдает, наказанием становится изгнание из этой страны.

Еще прояснилось, что эта заповедь относится не только к земле и ее плодам. Она несет в себе урок касательно всей реальности — каждый объект в мире посвящен Творцу, а постоянным служением человека является возвращение всего земного к его корню.

В завершение процитируем Рамхаля, обращающего внимание на этот вывод («Месилат Йешарим», гл. 1): «Если углубишься в это еще больше, увидишь, что мир создан, чтобы человек использовал его. Однако он держится на тонком равновесии. Если человек тянется за миром и отдаляется от Творца, портится сам и портит весь мир вместе с собой. Если же властвует над собой и примыкает к Творцу, пользуясь миром только как средством служения Ему, то возвышается сам, и весь мир возвышается вместе с ним. Ведь это большой подъем для всех существ – служить совершенному человеку, освященному святостью Б-га».

Уважаемый читатель, Вы прочитали лишь небольшую часть комментариев к недельному разделу Беар из книги «Из глубин. Ваикра» по урокам великого учителя нашего поколения, гаона рава Моше Шапиро, благословенной памяти. Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. Ваикра» вышла в издательстве «Ам а-Сефер».

Приобрести книгу можно в магазине еврейской книги.

 


http://www.beerot.ru/?p=32794