«Из глубин» — Бехукотай — Благословения и проклятия

Дата: | Автор материала: Рав Александр Арье Мандельбойм

4033
благословения и проклятья

Недельная глава Бехукотай

Благословения и проклятия

«Если по законам Моим будете ходить и заповеди Мои соблюдать и делать их, то дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай, а дерево полевое даст свой плод… А если не послушаетесь Меня, и не будете выполнять все эти заповеди, то и Я сделаю вам это…» (Ваикра, 26)

В Торе есть два раздела с благословениями и проклятиями. Первый находится в конце книги Ваикра, а второй — ближе к концу книги Дварим. Мудрецы называют их (Мегила, 31б): «проклятиями в учении коэнов (“Торат Коаним”)» и «проклятиями при повторении Торы (“Мишне Тора”)». В связи с этим у нас возникают следующие вопросы:

1. Зачем понадобилось повторяться? Разве в порицаниях, данных в нашем разделе, чего-то не хватает?

2. Идея награды и наказания много раз выражена в Писании. Почему нужно записывать благословения и проклятия в виде наставления?

3. Наше служение должно в основном совершаться не ради награды, как говорят мудрецы (Авот, 1): «Будьте как рабы, служащие Г-сподину не ради получения награды». Почему же тогда Тора подчеркивает идею награды и наказания в этих разделах? На первый взгляд, следовало бы скрыть ее, чтобы наше служение было совершенным, или, по крайней мере, не выставлять награду и наказание в такой яркой и подробной форме.

Чтобы достичь ясности в этих вопросах, мы должны прежде разобраться с корнем благословений и проклятий.

Клятвы завета

Предшествующие авторы объяснили, что благословения и проклятия, изложенные в разделах Бехукотай и Ки Таво, указывают на форму завета, заключенного между народом Израиля и Всевышним. Благословения и проклятия — часть этого завета, и наша связь с Творцом существует благодаря ним. В Ваикра, в разделе с благословениями, говорится (Ваикра, 26:9): «И установлю Мой завет с вами», а среди проклятий написано (там же, 26:15): «Не выполняя все Мои заповеди, чтобы расторгнуть Мой завет». В конце наставления сказано (там же, 26:42): «И вспомню Мой завет с Яковом, и завет с Ицхаком, и завет с Авраамом вспомню… и напомнил им завет с прежними». Нечто похожее написано в Дварим (29:20): «Клятвы завета», а также (28:69): «Вот слова завета». Отсюда видно, что все выстраивается вокруг Завета — его соблюдения или нарушения.

Рамбан пишет (Ваикра, 26:16): «Правило в том, что Всевышний заключает завет, и это причина того, что Он наказывает “в семь раз за ваши грехи”. И клятвы — это клятвы завета… потому что Он Своим великим именем дает завет».

Ответ на вопрос

Прежде, чем мы углубимся в объяснения, сразу же отметим: согласно данному принципу разрешаются второй и третий вопросы, поставленные выше. Благословения и проклятия служат не для изложения общей награды и наказания. Они указывают на форму завета, заключенного между народом Израиля и Всевышним. Благословения указывают на пребывание вместе; это описание состояния, при котором народ Израиля верен завету с Б-гом. В противоположность этому, проклятия выражают, как поддерживается завет, если народ Израиля ведет себя недостойно. Тогда требуются проклятия, чтобы вернуть все к прежнему состоянию.

В этом принципе заложен ключ и к разрешению первого заданного выше вопроса – зачем понадобилось повторять благословения и проклятия? На это мы ответим чуть позже.

Первый и Второй Храмы

Мудрецы открыли нам («Зоар Хадаш», Ки Таво), что благословения и проклятия, записанные в нашем недельном разделе, относятся к первому Храму, а в книге Дварим, — ко второму. Это же пишет и Рамбан в комментарии к нашему разделу (Ваикра, 26:16): «Знай и пойми, что эти проклятия намекают на первое изгнание, потому что при первом Храме было все, о чем сказано в этом завете, — изгнание и избавление из него. Ты увидишь, что в наставлениях сказано: “Если законами Моими пренебрежете, и если уставы Мои отвергнет ваша душа”, и сказано: “Расторгая Мой завет”. Там упоминаются “возвышения”, “солнечные капища” и “идолы” (стих 30), потому что (в тех поколениях евреи) были идолопоклонниками и творили всякое зло… А значит, ясно, что Писание говорит здесь о том изгнании…

Но завет при повторении Торы (в книге Дварим) намекает на наше нынешнее изгнание и на избавление от него. Мы прежде увидели, что там нет намека на конец и предел, и избавление не обещано, но лишь поставлено в зависимость от тшувы. И не упомянуто среди грехов языческих рощ, капищ и никакого служения идолам…»

Отсюда мы учим, что наш недельный раздел объясняет связь и завет, существовавшие в период первого Храма и в вавилонском изгнании, в котором осуществилась часть его проклятий. В отличие от этого, завет, изложенный в «Мишне Тора», описывает связь, существовавшую во время второго Храма, и эдомское изгнание, в котором исполнилась часть проклятий. И поскольку форма и способ связи и завета во втором Храме отличались от их формы в первом, Тора ввела дополнительную главу с благословениями и проклятиями (раздел Ки Таво в книге Дварим), чтобы описать этот новый тип связи, как мы увидим далее.

Две формы связи

Давайте задумаемся о различии между двумя описанными типами связи и о том, как оно подчеркивается в описаниях благословений и проклятий в «Торат Коаним» (Ваикра) и в «Мишне Тора» (Дварим).

Первый Храм

«Первый завет, описанный в этом разделе, Всевышний заключил с нами, ибо Его великое Имя действительно было с нами при первом Храме» (Рамбан).

При Первом Храме народ Израиля в полной мере принимал на себя царство Б-га, и Творец тоже проявлялся и был связан с ним явной и совершенной связью. Государственный порядок был прочным, а пророчество изливалось в изобилии, как говорили мудрецы (Мегила, 14а): «Много пророков встало в Израиле — вдвое больше, чем было выходцев из Египта».

Наш недельный раздел Бехукотай описывает эту явную связь, выраженную в Первом Храме (Ваикра, 26:12): «И буду шествовать среди вас, и буду для вас Б-гом, а вы будете Мне народом». Рамбан комментирует: «Слова “буду шествовать среди вас” означают, что Мое правление над вами будет общеизвестным — как у царя, шествующего внутри своего стана и обеспечивающего их (подданных) всем необходимым. И это слова завета в их простом понимании, и это правда… Но согласно истинному толкованию, эти благословения — также благословения высших небес… намек на качество, которое наши учителя называли “Шхина”. И то же самое в словах “Помещу обитель Мою среди вас” — и сказано (Менахот, 86б): “Шхина пребывает в Израиле”».

С другой стороны, проклятия указывают на разрыв этой связи вследствие нарушения завета со стороны общины Израиля. В конечном счете, эти проклятия приводят к обновлению связи и завета, как написано (Ваикра, 26:41): «Так и Я пойду наперекор им и уведу их в страну их врагов. Тогда смирится их закупоренное сердце, и они искупят свои грехи. И вспомню Мой завет с Яковом, и завет с Ицхаком, и завет с Авраамом вспомню, и землю вспомню».

Второй Храм

«Второй завет в разделе Ки Таво прозвучал из уст Моше, указывая на полное удаление Шхины — во Втором Храме не было славы имени Его, как сказано (Хагай, 1:8): “И возжелаю его и буду чтим”. Дополнительная ה [в слове אכבדה — “буду чтим”; эта буква  הне написана, но читается, поэтому может называться или дополнительной (по чтению) или недостающей (по написанию)] намекает на вторую букву в великом имени [недостающая буква ה указывает на отсутствие второй ה в великом имени Творца, которая и есть слава Его. Она означает качество Малхут — раскрытие Его славы в Первом Храме через пять вещей, бывших в нем (что выражается словом ואכבדה) и отсутствовавших во втором Храме (ואכבד)]. Этому дали и другое толкование (Йома, 21б) — намек на пять вещей, которых не хватало во втором Храме» (Рамбан).

Добавим некоторые пояснения к сказанному. Пророк говорит: «И было слово Б-жье у пророка Хагая, чтобы сказать: время ли вам сидеть защищенными в ваших домах, когда этот дом (Храм) разрушен… так сказал Б-г Воинств: обратите внимание на ваши слова, поднимитесь на гору и принесите дерево, и постройте Храм, и возжелаю его, и буду чтим, – сказал Б-г» (Хагай, 1).

«”И буду чтим” — в этом слове не хватает буквы ה (написано ואכבד, а читается ואכבדה с дополнительной ה), что соответствует пяти вещам, бывшим в первом Храме, которых уже не было во втором, – ковчега, Урим и Тумим, огня, Шхины и духа святого постижения» (Раши, согласно Гемаре Йома, 21б).

Когда был отменен первый завет вместе с разрушением Первого Храма, прежняя связь с Творцом в виде присутствия Шхины прервалась. Во времена Второго Храма уже не было пророков, и Храмовые чудеса, указывавшие на присутствие Шхины, более не происходили. Связь Б-га с народом Израиля стала скрытой и неявной.

Вместе с этим, благословения в книге Дварим описывают состояние завета и связи, наступившее во время Второго Храма. Там уже нет тех чудесных высот, как в нашем недельном разделе. Но то, что мы избранники Творца, посвященные Его имени, по-прежнему упомянуто (Дварим, 28:9): «Поставит Г-сподь тебя Своим народом, как поклялся тебе, когда будешь соблюдать заповеди Г-спода, Б-га твоего и идти Его путями». Рамбан пишет: «”Поставит Г-сподь тебя Своим народом, как поклялся тебе” — клятва завета, заключенного с ними у горы Синай, относится ко всему этому, как сказано там (Шмот, 19:6): “И вы будете Мне царством служителей и святым народом”».

Праотцы — единство

Можно добавить еще что-то о различии связи при Первом и Втором Храме. Основной принцип указан у Маараля («Нецах Исраэль», гл. 4): «Первый Храм был у них в заслугу трех святых праотцев, уровень которых выше, чем у всего Израиля… А Второй Храм был не на такой большой высоте, соответствуя самому народу (общине) Израиля. Мудрецы говорили (Шаббат, 55а): при разрушении Первого Храма иссякли заслуги праотцев. И Второй Храм соответствовал самой общине Израиля. Вот почему беспричинная ненависть уничтожает силу общины Израиля — ведь она называется “общиной” (כנסת) благодаря единению и общности народа. Об этом и сказано, что Второй Храм был разрушен только из-за беспричинной ненависти. Это может показаться поверхностным, но эти идеи — глубокие и великие, и мы лишь дали тебе намек здесь…»

Маараль открывает нам, что в Первом Храме связь народа Израиля с Творцом была основана на «заслугах праотцев». То есть люди следовали качествам праотцев: милосердия, хесед (Авраам), гвуры, правосудия (Ицхак) и тиферет, гармонии (Яков). Вследствие этого люди удостаивались единения с Творцом — каждый согласно своему уровню. Это состояние связи во времена Первого Храма запечатлено в завете, изложенном в «Торат Коаним», который выражен во множественном числе и относится к каждому отдельному еврею, который стал лишь стороной завета с Творцом подобно праотцам. Виленский Гаон говорит («Адерет Элияу», Ницавим, 21:18): «[Завет в “Торат Коаним”] выражен во множественном числе и относится к каждому индивидуально».

А во времена Второго Храма народ Израиля утратил этот уровень — «иссякли заслуги праотцев» (Шаббат, 55а). Тогда понадобилось выстроить новую систему отношений, называемую «общиной Израиля». В ней каждый сам по себе не имеет права на индивидуальную связь с Творцом — требуется объединение в общину, чтобы быть стороной этого завета.

Следовательно, завет, описанный в книге Дварим, указывает на систему отношений для всей еврейской общины. Поэтому он изложен в единственном числе (в отличие от завета, о котором говорится в нашем недельном разделе). Виленский Гаон отмечает («Адерет Элияу», там же): «А второй выражен в единственном числе и относится к общине Израиля как к единому целому».

В книге Дварим проклятия выражают разрушение уровня, называемого «община Израиля», вызванного грехом беспричинной ненависти, разделяющей ближних и превращающих общину в отдельных индивидуумов. Такое состояние неизбежно влечет и разрушение Храма. Ведь недостаток во внутренней сущности народа Израиля препятствует связи и выполнению условий завета второй стороной.

Двойные кары

Согласно сказанному, мы можем понять, почему проклятий в книге Дварим в два раза больше, чем тех, что записаны в Торат Коаним: там 98 проклятий, а здесь — 49.

Наставление в Дварим, как уже говорилось, соответствует уничтожению системы отношений, бывшей при Втором Храме. И это двойное разрушение — приводит к потере связи, бывшей при Первом Храме. При этом теряется и новая система связи Второго Храма. Аналогично этому и проклятий второго увещевания вдвое больше.

Заключение

«Эзра установил для Израиля, чтобы читали проклятия в “Торат Коаним” перед Ацерет (Шавуот), а проклятия в “Мишне Тора” — перед Рош а-Шана. В чем причина? Сказал Абайе, а может быть Рейш Лакиш: Чтобы год завершился вместе с его проклятиями» (Мегила, 31б).

Целью Эзры, когда он установил чтение благословений и проклятий в конце года, было побудить тех, кто читает, примкнуть к стороне благословения в завете с Б-гом. Это чтение в конце уходящего года — чтобы в следующем году мы могли соединиться с благословением, пребывая вместе в завете и связи с Всевышним.

Вскоре мы удостоимся полного обновления завета и связи с Творцом, как на это намекает конец благословений и проклятий в книге Дварим, и как объясняет Рамбан в нашем разделе (Ваикра, 26:16): «Но завет в Дварим намекает на наше изгнание и избавление из него. Вначале мы видели, что там нет и намека на срок или окончание, как нет и обещаний избавления — оно лишь ставится в зависимость от тшувы… Избавление в этом втором завете — это совершенное и превосходное избавление для всех нас. Сказано (Дварим, 30:1): “И будет, когда придут к тебе все эти вещи — благословение и проклятие…”, и далее дается обещание (там же, 30:5): “И сделает тебе добро, и размножит тебя больше, чем отцов твоих”. Это обещание для всех родов Израиля, а не для шестой части народа. Там Творец обещает, что истребит и уничтожит изгоняющих нас, как сказано (там же, 30:7): “И переложит Г-сподь, Б-г твой все эти проклятия на твоих врагов и ненавистников, которые преследовали тебя”. Слова “враги” и “ненавистники” намекают на два народа, которые постоянно устраивали гонения против нас. Эти обещания о будущем избавлении для нас надежнее всех видений Даниэля…»

Еще настанет срок, когда для нас исполнится пророчество (Ирмияу, 31:30-32): «Вот наступают дни, — изрек Б-г, — когда с домом Израиля и с домом Йеуды Я заключу новый… Не такой завет, какой Я заключил с их отцами в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли египетской, и они нарушили Мой завет, хотя Я был им Владыкой, — изрек Б-г. Ибо в этом завете, который Я заключу с домом Израиля после тех дней, — изрек Б-г, — Я вложу мою Тору им внутрь и на сердцах у них ее напишу. И буду для них Б-гом, и они будут Мне народом».

Уважаемый читатель, Вы прочитали лишь небольшую часть комментариев к недельному разделу Беар из книги «Из глубин. Ваикра» по урокам великого учителя нашего поколения, гаона рава Моше Шапиро, благословенной памяти. Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. Ваикра» вышла в издательстве «Ам а-Сефер».

Приобрести книгу можно в магазине еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=32795