Мецора — Сущность истинной скромности

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1303

Недельная глава Мецора

«Это будет учением о мецора (пораженном цараат) в день очищения его… И повелит священнослужитель взять для очищаемого двух живых чистых птиц и (щепку от) дерева кедрового, и червленую нить, и иссоп» Ваикра (14:2-4).

Согласно объяснению Раши, червлёную нить и иссоп (эзов – растение, которое обычно лежит на земле) брали, чтобы сообщить мецора о том, что должен он сделать для своего исцеления: осознать, что он мал и ничтожен, как червь и как иссоп, и тем самым мецора (пораженный цараат) избавится от своего высокомерия и излечится (ведь цараат – наказание за гордыню).

В соответствии с этим объяснением следует понять, для чего же нужно было также взять для очищения кедровое дерево, ведь кедровое дерево – одно из самых высоких и величественных деревьев, которое никак не напоминает о низменности и покорности скромного человека?

По простому пониманию, брали его – чтобы показать, от чего необходимо избавиться и излечиться. Итак, мы видим из комментария Раши, что кедровое дерево намекает на гордыню, от которой следует избавиться.

Однако возможно добавить к этому и сказать, что Тора приказала взять кедровое дерево вместе с иссопом и червлёной нитью для того, чтобы дать понять нам сущность истинной скромности.

Многие считают, что скромный человек – это тот, кто считает себя абсолютно ничтожным и несущественным. Однако это ошибка. Конечно же, человек должен понимать своё ничтожество перед Творцом, как сказал царь Давид (Теилим, 73:22) о себе: «И я невеждой (был) и непонимающим, скотом был я пред Тобой», однако нельзя, чтобы эта мысль привела человека к мысли о несущественности его действий. Важно, чтобы человек осознавал великую ценность и значимость каждого из его действий. И так пишет рав Хаим из Воложина в своей знаменитой книге «Нефеш а-Хаим» (1:4): «Пусть не скажет ни один человек из Израиля в своём сердце, не дай Б-г: “Кто я и какая моя сила, чтобы влиять моими низменными (материальными) делами на (духовные) миры?”. Но должен он понимать, и знать, и установить в мыслях своего сердца, что ни одна деталь его действий, и слов, и мыслей в каждую минуту и секунду не пропадает даром, и сколь многочисленны его деяния, и сколь велики и возвышенны».

Истинная скромность заключается в том, чтобы человек осознал, что всё его величество и важность – от Творца. В книге Теилим (92:13-14) царь Давид определяет праведника следующим образом: «Праведник, как пальма, расцветет, как кедр ливанский, возвысится. Насажденные в доме Г-споднем, во дворах Б-га нашего расцветут они». Как мы видим, тут праведник уподобляется ливанскому кедру, который известен своей высотой и своим могуществом, однако его отличие от гордеца, который, как мы видели, также уподоблен кедру, заключается в том, что он «насажен в доме Г-споднем», т.е. он осознаёт, что вся его мощь дана и постоянно даётся ему Творцом.

Как прояснилось выше, когда человек оценивает себя по отношению к Г-споду, он должен чувствовать свою ничтожность перед Ним. На это намекают червленая нить и иссоп. Однако, с другой стороны, он должен не забывать важность своих действий, на что намекает кедровое дерево.

В то время, когда кедр (который намекает на осознание собственного величия) стоит отдельно, от него следует избавиться, но вместе с иссопом и червлёной нитью (которые намекают на собственную ничтожность перед Творцом) у него занимает важное место в духовном продвижении человека.

Более того, чем больше человек будет осознавать важность и величие, которые были даны ему Творцом, тем больше он принизит себя перед Ним, тем более скромным он будет. Ведь, понимая великую значимость, дарованную ему Г-сподом, он осознает, какую великую милость Создатель сотворил ему, несмотря на всю его ничтожность. И так сказал царь Давид: «Что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем? И Ты умалил его (всего) немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, всё положил к ногам его!»

Талмуд в трактате Хулин (89а) говорит, что различие между праведником и грешником особенно заметно в час, когда Всевышний посылает величие. Праведники в это время «умаляют» себя. Так было, когда Всевышний даровал величие Аврааму. Авраам сказал: «…я прах и пепел» (Берешит, 18:27). Когда Всевышний даровал величие Моше и Аарону, они сказали: «…а мы что?» (Шмот, 16:7). Даровал величие Давиду, а Давид сказал: «Но я – червь, а не человек…» (Теилим, 22:7).

Грешники же, утверждает Талмуд, исполняются гордости, когда Всевышний возвышает их. Фараон сказал: «Кто Г-сподь, чтоб я послушал голоса Его?..» (Шмот, 5:2). Санхерив сказал: «Кто из богов всех этих стран спас страну свою от руки моей, чтобы спас и Г-сподь Иерусалим от руки моей?» (Млахим II, 18:35). И Невухаднецар: «Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему» (Йешаягу, 14:14).

Это различие связано с тем, что праведники рассматривают всё происходящее с ними как милость Всевышнего. И чем больше милость, тем «меньше» кажутся они себе, менее достойными этой милости. Поэтому и «умаляют» себя. И таков же текст благословения, которое произносит тот, кто удостоился чуда: «Благословен Ты, Всевышний, Царь Вселенной, Воздающий добром недостойным этого, Который послал мне благо». Грешники же рассматривают любое благо, которое посылает Б-г, как положенное им по праву, поэтому и возвышают себя.


http://www.beerot.ru/?p=53519