«Ради Своего имени» — Из комментариев Рамбана к недельной главе Аазину

Дата: | Автор материала: Рамбан

4765

Недельная глава Аазину

«Ради Своего Имени»

«И сказал Я: заброшу их на край света (אַפְאֵיהֶם – афэйhэм)…» (Дварим, 32:27-28).

По словам знатоков грамматики, имеется в виду: рассею их по всем краям света (בכל פאה – бе-холь пэа). Согласно этому объяснению, Всевышний говорит, что в соответствием с Его Качеством Суда, евреи должны были бы навсегда остаться рассеянными по всем концам мира, чтобы у людей навечно стерлась память о них. Так могло бы произойти, если бы Творец не остерегался гнева врага – т. е. не опасался бы того, что притеснители их возомнят и скажут: «Рука наша одолела, а не Б-г сделал все это».

С моей точки зрения, אַפְאֵיהֶם (афэйhэм) – это составное слово, как и упомянуто в сборнике мидрашей «Сифри»: אַף  אֵי — הם (аф-эй-hэм – «Да где же они?»). Т. е. Всевышний поместит изгнанников в такое место, что о них станут говорить: «Да где же они?!», так как народы не будут знать, «где место их», и о них не останется памяти. Это указание на изгнание десяти северных колен, переселенных за реку Гозан, которую мудрецы Талмуда называют Сабатьйон (סבטיון) [См. Санедрин, 65б. В других местах это название записано как סמבטיון – Самбатьйон (см. Таргум Йонатан, Шмот, 34:10; Берешит Раба, 11:5)].

Название Гозан (גּוֹזָן) родственно слову וַיָּגָז (ва-ягаз – «и принес») из строки «…И принес от моря стаи перепелов» (Бемидбар, 11:31), а также גוֹזִי (гози – «извлек меня») в стихе «Из утробы матери Ты извлек меня» (Теилим, 71:6). Ведь живущие за этой рекой как бы «извлечены» и «унесены» от остальных людей.

[В мишне из трактата Санедрин приведена следующая дискуссия. По мнению раби Акивы, «десять колен в будущем не вернутся, так как в Торе сказано: «И забросил их в другую страну, как это и есть ныне» (Дварим, 29:27), – т. е. так и будет всегда. Однако, по мнению раби Элиэзера, свет конечного Избавления просияет и для десяти северных колен, изгнанных царем Ассирии Санхеривом. В ходе обсуждения этой темы мудрецы Талмуда приходят к выводу: если в конце времен евреи из десяти колен возвратятся сердцем к Творцу, то и они вернутся на свою землю (Санедрин, 110б, Раши; см. также Маараль, «Нецах Исраэль», 34).

И в Мидраше предсказывается, что в будущем изгнанники из колен Иеуды и Биньямина придут к десяти коленам, изгнанным за реку Самбатьйон, чтобы привести их на Святую Землю и вместе удостоиться дней Машиаха (Ялкут Шимони, Шир а-Ширим, 1, 585). А Маараль из Праги поясняет, что приговор Творца, выраженный в словах Торы «И забросил их в другую страну, как это и есть ныне», заключается в том, что десять изгнанных колен «не будут известны другим евреям, и они не смогут собраться вместе до времени конечного Избавления». И «этот приговор не дает обнаружить место их пребывания». Прообразом этого было отделение Йосефа, от которого произошло два сильнейших северных колена – Эфраима и Менаше, от остальных братьев – так, что они совершенно не знали, где он находится. И хотя он жил совсем недалеко от них, всего в нескольких днях пути, и был очень известным человеком, приговор Всевышнего подразумевал, чтобы они о нем ничего не знали. И это был знак на будущее – о десяти коленах ничего не будет известно до часа конечного Избавления («Нецах Исраэль», 34).]

А Сабатьйон (סבטיון) эту реку именуют потому, что она отдыхает в Субботу, а субботний день на языке той страны называют סבט (сабат), так же, как по-арабски. И в том языке к названиям добавляют окончание יון (-йон), например, אזוביון (эзовьйон), חוריון (хорьйон), מוליון (мольйон) и многие другие.

[В Талмуде и Мидраше приведен спор раби Акивы с римским наместником в Иудее Турнос-Руфусом. Наместник спросил: «Почему Субботу выделяют из других дней?» Раби Акива ответил вопросом на вопрос: «А почему тебя выделяют из других людей?» «Потому что так пожелал мой господин (т. е. император Рима)», – ответил Турнос-Руфус. «И Субботу выделяют потому, что так пожелал мой Господин», – сказал раби Акива. «Но как ты знаешь, что именно сегодня Суббота?» – спросил наместник. «Река Сабатьйон доказывает», – ответил раби Акива (Санедрин, 65б). А в мидрашах поясняется, что в будние дни эта река с грохотом несет множество камней, а в Субботу – пребывает в покое (Мидраш Танхума, Ки тиса, 33; Берешит Раба, 11:5; см. также Раши, Санедрин, 65б).

Как указывает раби Йонатан бен Узиэль, после разрушения Первого Храма за рекой Самбатьйон расселились левиты – потомки пророка Моше (Таргум Йонатан, Шмот, 34:10). И раби Моше Даршан, которого очень часто цитирует в своих комментариях Раши, также указывает, что недалеко от потомков Моше, «на берегах рек Куша», расселились евреи из колен Дана, Нафтали, Гада и Ашера (см. Берешит Рабати, Ваеце, 34:10).

Интересно, что Эльдад из утерянного колена Дана, посетивший около 1100 лет назад многие еврейские общины Вавилона и Северной Африки, сообщил, что у реки Самбатьйон, называемой окружающими народами «Сабатино», живут потомки Моше, которые по-прежнему изучают Тору и соблюдают ее законы. По свидетельству Эльдада, в наиболее широких местах расстояние между берегами этой реки достигает 200 локтей (ок. 100 м.), а в наиболее узких – не превышает 60 локтей. В сумерках, перед наступлением Субботы, река стихает, и на нее опускается облако, не позволяющее кому-либо приблизиться к ней до исхода Субботы (см. Сефер Эльдад а-Дани; см. также в книгах «Хипус Асерет а-Шватим», стр. 2-24; «Мидрешей Корот Амейну», 11-13).

Однако в письме раввинов Иерусалима, посланном в 5216 (1456) году к евреям диаспоры, сообщается, что в самом начале 5214 (1454) года, в месяце тишрей, река Самбатьйон пресеклась и перестала существовать (см. в книге А. Вильнер, «Асерет а-Шватим», стр. 100). А раби Овадья из Бартануры, прибывший в 5248 (1488) году из Италии в Иерусалим, писал своему отцу, что потомки евреев, живущие у реки Сабатьйон, вели в течение целого столетия тяжелые войны с окружающими народами и в конце концов были покорены. И он сам видел двух евреев из колена Дана, которые были привезены на невольничий рынок в Египет, а местные евреи их выкупили («Игрот Эрец Исраэль», стр. 133-139, 140-141). Существуют и другие свидетельства по этому вопросу (см., в частности, в книге «Асерет а-Шватим», стр. 16-133).]

 Сотру у людей память о них – здесь говорится об изгнании колен Йеуды и Биньямина, в котором мы пребываем, ведь люди забыли о нашем прошлом и вообще не считают нас особым народом. И здесь сказано, что по Его Качеству Суда так должно было оставаться навсегда – если бы Он не остерегался того, что притеснители …возомнят: «Рука наша одолела…».

И пойми это, ведь в нашем изгнании исчерпались заслуги праотцов, и мы можем быть избавлены от власти народов мира только ради Его великого Имени, да будет Он благословен, как об этом говорит пророк Йехезкель: «…Выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых вы рассеяны, …и введу вас в Землю Израиля, …и узнаете, что Я – Г-сподь, когда сделаю это вам ради Моего Имени – но не по вашим нечестивым делам и не по вашим извращенным поступкам, дом Израиля» (Йехезкель,20:41-44).

И [в отношении исхода евреев из Египта] также сказано: «Но Я сделал это (т. е. вывел евреев) ради Своего Имени, чтобы оно не осквернилось в глазах народов…» (там же,20:9). Поэтому-то Моше в своей молитве упомянул: «И если сейчас Ты уничтожишь этот народ, как одного человека, тогда народы, которые услышат эту весть о Тебе, скажут: из-за того, что нет у Г-спода сил привести этот народ в землю, о которой Он клялся им, погубил Он их в пустыне» (Бемидбар, 14:15-16). А Творец, да будет Он благословен, признал правоту Моше, сказав: «Я простил – по твоему слову» (там же, 14:20).

А причина вовсе не в том, будто Творцу нужно доказать Свое могущество ненавистникам – ведь «все народы как ничто перед Ним, меньше ничтожества и пустоты значат они для Него». Но Всевышний сотворил человека в нижнем мире ради того, чтобы тот познал своего Создателя и Его Имя. Вместе с тем, Творец наделил человека свободой действовать «во вред себе или на пользу». И после того, как все народы избрали путь греха, у Него остался только один народ Израиля. Для этого народа Творец совершил многие знамения и чудеса, показывающие, что Он – Б-г богов и Владыка владык, и этим Он стал известен другим народам. И теперь, если Он, отказавшись от сынов Израиля, сотрет память о них, другие народы забудут и о Его знамениях и Его деяниях, и больше не будут о них рассказывать. А если кто-то о них и вспомнит, то люди посчитают, что те события были вызваны преходящим влиянием созвездий и сил природы. В таком случае сотворение человека совершенно лишится смысла, так как не останется людей, знающих своего Творца – но только вызывающие Его гнев. Поэтому-то, по замыслу Творения, Его воля заключается в том, чтобы этот народ был сохранен на все времена – ведь только этот народ близок Ему и знает о Нем.

И поэтому написано: «Рассудит Г-сподь народ Свой и над рабами Своими сжалится» (Дварим, 32:36). Всевышний, по Своему милосердию, вспомнит, что евреи – это Его народ с древности, и что они хранили верность Ему в изгнании, снося, как рабы, беды и притеснение, как написано: «И сказал Он: но они народ Мой, сыновья, которые не изменят, – и был Он для них спасителем» (Йешаяу, 63:8).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=18993