Дварим — Быть судьей над собой — Сефер а-Хинух

Дата: | Автор материала: Сефер а-Хинух

346

«И сказал я вам в тот час, говоря: “Не могу я один вынести вас…  Возьмите себе людей мудрых, понимающих и известных в коленах ваших, и поставлю я их у вас во главе”» (Дварим, 1:9).

Многие комментаторы задавались вопросом, почему именно в начале книги Дварим, повторяющей многие заповеди Торы, Моше-рабейну упоминает о назначении судей. Требуют также объяснения слова Раши «“Возьмите себе” – приготовьте себя к этому». Почему именно здесь, в отличие от назначений глав народа, требуется участие и согласие евреев?

Говорится в святых книгах, что всякая заповедь, касающаяся народа в целом, касается и каждого отдельного еврея и влияет на него. Так, заповедь о назначении судей над народом обязывает и каждого человека быть судьей над собой, судьей в своих собственных «воротах», не дающим злу овладеть его телом. Сказал святой рав Хаим Виталь, что стих «Судей и стражей поставь себе во всех вратах своих»  –  в единственном числе – обращается к каждому человеку. Каждый должен поставить стражей и судей, охраняющих его собственные ворота, обращенные во вне, – глаза, уши, нос, обладающий чувством обоняния, уста, наделенные даром речи, и руки, способные осязать. Еврей обязан быть судьей над своим телом, выверять волю Всевышнего в отношении каждого своего движения. В соответствии с этим понятны и слова «людей мудрых, понимающих и известных…». Тора намекает на три качества разума – мудрость, понимание и знание, власти которых должно быть подчинено все тело человека, и которым подобает быть судьями над ним.

Поэтому и говорит Раши:  «возьмите себе» – приготовьте себя к этому.

Ибо для того, чтобы воцарить разум над телом, сделать его «судьей», от человека требуется тяжелый труд. Лишь тот, кто трудится над собой, может удостоиться благословения и помощи Всевышнего в этом. И так сказал Моше-рабейну: «Не могу я один вынести вас» – работа возложена прежде всего на вас самих.

Каждый еврей должен изгнать из собственного сердца обитающее в нем зло. И лишь тот, кто трудится сам, может рассчитывать на помощь Всевышнего и на помощь праведников. Об этом говорят и мудрецы наши: «откройте Мне вход размером с острие иглы, и Я открою вам размером с ворота Храма». Всевышний откроет вход (поможет) человеку, но только если сам человек приложит свои усилия.

«Я не могу сам вынести вас» – тому, кто не трудится над собой, не поможет и праведник.  Подобно этому и сказанное о войне с Мидьяном (Бемидбар, 31): «И приблизились к Моше начальники над тысячами войска. И сказали Моше: «Рабы твои перечли поголовно (букв. «подняли главы») воинов, которые с нами, и не погиб из них ни один».

Начальники – главы народа – «подняли головы» людей, связанных с ними (дали их разуму овладеть телом и его злым началом), и из-за этого  не погиб ни один из них. Ни один из воинов не погиб, не упал духовно и не совершил греха. Но все это относится только к воинам – к тем, кто ведет войну со своим злым началом. Только «воин» может удостоиться помощи Небес и помощи праведников. Поэтому и начинается вся книга Дварим этой заповедью. Быть судьей над собой – начало служения Всевышнему.

От редакции – Все слова Сефер а-Хинух, приведенные в этом номере, относятся и к тому, о чем говорит Нетивот Шалом. Согласно Раву Хаиму Виталю, человек, чтобы стать самому себе судьей, должен тяжело трудиться над Торой и овладеть ее знаниями. Ведь именно в ней раскрывается воля Творца.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51176