Ки Таво — Б-г говорит с нами!

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2961

Недельная глава Ки Таво

В недельной главе Ки Таво евреям было дано еще одно повеление: «Сегодня Б-г ваш повелевает вам исполнять эти законы и повеления, и вы должны соблюдать и исполнять их всем вашим сердцем и всей вашей душой. Всевышнего вы превознесли сегодня, чтобы Он был Б-гом для вас, чтобы вы шли по Его путям и соблюдали Его постановления, Его законы и Его заповеди, и слушали Его голос» (Дварим, 26:16-17).

Рамбан и другие комментаторы задаются вопросом: в чем была необходимость добавлять к стиху фразу «и слушали Его голос»? Сказано, что мы должны исполнять все виды законов и повелений. Что же еще осталось нам для исполнения, о чем Тора говорит «и слушать Его голос» (лишмоа бе- Коло)? О чем молчит Тора?

Рамбан предлагает несколько объяснений. Согласно одному из них, лишмоа бе-Коло означает повеление слушать то, что будут говорить пророки в будущих поколениях. Однако следует знать, что прислушиваться к словам пороков – это и так отдельная заповедь и, значит, подпадает под определение «соблюдать Его заповеди».

Мудрецы предлагают иной подход. Мы привыкли думать, что после событий, описанных в Торе и в Талмуде, Всевышний больше не говорит с нами. Во времена Храма были пророки и урим ве-тумим, которые надевал первосвященник. Таким образом, Всевышний все же продолжал говорить с нами. В более поздние времена Талмуд говорит о «бат коль» – голосе, исходящем Свыше, который говорил с избранными. Но сегодня все по-другому. Когда в последний раз Всевышний говорил с нами? Мы живем в мире, где голос Б-га не слышен… Или все-таки это не так?

Если вдуматься, то станет очевидно, что Его «послания» окружают нас ежедневно. Голос Всевышнего не так очевиден, как это было во времена пророков, и «бат коль» не исходит с Небес, но при этом мы получаем послания все время! Хафец Хаим любил цитировать стих (Теилим, 104:4): «Он делает ветра Своими посланниками» и говорить при этом, что землетрясения говорят с нами. Когда Хафец Хаим слышал раскаты грома, то спрашивал: «чего желает Отец наш?» В течение всей нашей жизни Всевышний посылает нам весточки.

Слова «и слушать Его голос» означают, таким образом, что на нас лежит обязанность и ответственность держать уши и глаза открытыми с тем, чтобы пытаться уловить послания Творца, которые Он отправляет нам.

Рав Исраэль Салантер как-то проходил мимо лавки сапожника поздней ночью и заметил, что сапожник при тусклом свете свечи до сих пор за работой, чинит очередную пару обуви. Рав Салантер спросил его: «Уже так поздно, почему ты все еще работаешь?» Сапожник ответил: «Пока горит свеча, можно еще исправить». Этот простой ответ рав Исраэль Салантер принял близко к сердцу. Он понял, что это верно и про человека. Пока его «свеча горит», то есть душа (свеча Всевышнего) находится в теле, и человек жив, он может исправлять самого себя.

В Талмуде есть известная всем история про раби Акиву. Раби Акива был неграмотным до 40 лет, и вот однажды он проходил мимо ручья. Он увидел, что камни вдоль ручья были обтесаны беспрерывно льющимся потоком воды. Раби Акива понял для себя, что если твердый камень может изменить форму под воздействием воды, тогда Тора, которую сравнивают с водой, может пробиться в него, и он также сможет учиться. Раби Акива мог бы так и остаться простым прохожим, проходящим каждый день мимо ручья. Однако он увидел в воде и камне послание Всевышнего, и это послание изменило его жизнь.

Если мы подумаем, то сможем привести примеры из собственной жизни, что означают слова «лишмоа бе-Коло». Все, что нам нужно, чтобы «слышать» эти послания – постараться подняться хотя бы на одну ступеньку вверх по духовной лестнице, и тогда из ежедневной рутины мы сможем «вылавливать» искры святости и слышать Его голос.


http://www.beerot.ru/?p=18061