Ки Таво — Ты учишься? — Когда у меня есть время

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3983

Недельная глава Ки Таво

В нашей недельной главе содержится ужасное порицание — 98 проклятий, описанных во всех их жутких подробностях. Всевышний предупреждает нас, что может произойти, если мы не будем соблюдать Его Тору.

Прежде, чем начать это, Тора (Дварим, 28:1-14) сообщает нам «хорошие новости»: «если вы будете соблюдать все мои заповеди, тогда у вас будет неиссякаемое благословение…».

Однако сразу же после «хороших новостей» Тора начинает описание того, что случится, «если мы не слушаем заповедей Всевышнего нашего Б-га…» Проклятия, что характерно, являются зеркальным отражением благословений. Вместо того, чтобы быть «благословленными в городе и в стране, благословленными при входе и при выходе», мы будем «прокляты в городе и прокляты в стране, прокляты при входе и прокляты при выходе».

Таргум Йонатан бен Узиэль трактует слова: «прокляты будете вы при вашем входе и прокляты будете вы при вашем выходе» (Дварим, 28:19) следующим образом.

«Проклятие при входе» означает: «вы будете прокляты, когда начнете ходить в театры и когда придете в цирки – потому что вы потратили свое время на развлечения вместо того, чтобы учить в это время Тору». «При выходе» вы будете прокляты, когда оставите дома и пойдете торговать.

Рав Пам спрашивает: что плохого в том, чтобы зарабатывать деньги? Еврею, в конце концов, нужно содержать семью за счет своего заработка. Это не просто теория – так говорит нам Тора в отрывке «и вы будете пожинать плоды своего труда» (Дварим 11:14). Мы легко можем понять отрывки, связанные с развратом или неподобающими видами развлечений, но почему проклятие падет на попытки еврея заработать себе на жизнь?

Гемара (Гитин, 34а) обсуждает концепцию онес бе-гитин. Человек дает жене развод с условием, что не вернется домой в течение 30 дней, и условие это выполняется против его воли, под влиянием форс-мажорных обстоятельств, которые помешали ему вернуться. Автор «Афлаа» пишет, что все обсуждение в трактате Гитин посвящено только случаю, когда муж собирался вернуться, но не смог этого сделать под влиянием непреодолимых обстоятельств (в наше время это может быть банальная забастовка сотрудников аэрокомпании). Но если он в любом случае не шел домой, тогда некое обстоятельство, которое также служило ему помехой, не является достаточной причиной для отмены развода.

Рав Пам говорит, что нет ничего предосудительного в том, чтобы зарабатывать себе на жизнь, и сам по себе заработок не рассматривается как «битуль Тора», потому что на человеке лежит обязанность содержать семью. Однако редко кто работает 16 часов в сутки!

Вопрос, что человек делает со временем, свободным от работы?

Если он проводит все свободное время в учебе, посвящает время семье, помогает нуждающимся — это показывает, что он пошел на работу только потому, что был вынужден это сделать (онес). А вот если учеба или урок Торы находится в самом низу шкалы приоритетов, это доказывает, что время, проведенное на работе, потрачено там не потому, что человек вынужден зарабатывать себе и близким на хлеб, а потому, что он готов заниматься чем угодно, только бы не учиться. Дело даже не в работе – такой человек найдет любое оправдание тому, что он не учится. Именно о таком человеке Тора говорит нам: «прокляты вы при входе (в театры и цирки) и прокляты вы при выходе (даже чтобы заработать)». Если ваше время растрачивается на театры и цирки – или на то, что их заменило в вашем поколении – то и выход на заработки несет проклятие!

Жизненной позицией любого человека должно быть: каждый раз, когда у меня появляется свободное время, я должен использовать его с умом, – с позиции духовных ценностей и Торы.

Как-то раз рав Энкин встретился с Хазон Ишем, когда тот еще находился в Европе. В те далекие времена он не слышал про Хазон Иша и уж конечно не подозревал о его величии. Так случилось, что они оказались одновременно в приемной одного раввина в очереди на прием и разговорились друг с другом. Рав Энкин спросил: как вас зовут? Хазон Иш ответил: меня зовут Авраам Йешая Карелиц. Чем вы занимаетесь? – продолжил интересоваться рав Энкин. Я держу лавку – ответил рав Карелиц. (Это было правдой, потому что жена Хазон Иша держала лавку, и с дохода от этой лавки они жили).

Тогда рав Энкин спросил: есть у вас постоянное время для изучения Торы (ковеа итим ле-Тора)? Хазон Иш ответил: когда у меня есть время, я учусь.

Когда рав Энкин попал на прием к раввину, которого дожидался, тот сообщил ему, что собирается на несколько месяцев оставить свою должность руководителя общины, чтобы поехать в Россию. Он собирался передать дела по управлению общиной человеку, который дожидается его в приемной. Его зовут Авраам Йешая Карелиц, он преуспел в изучении всех частей Талмуда.

То, что сказал Хазон Иш раву Энкину, было абсолютной правдой. Все то время, которое у него было, он учился. Именно поэтому он стал Хазон Ишем.


http://www.beerot.ru/?p=18267