Бешалах — Все зависит от нас самих

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2870

Ежедневная цитата

Поскольку воля Творца, чтобы у человека была возможность свободно выбирать между добром и злом… Всевышний дал человеку силу быть побудительной причиной изменения самого мира и его творений согласно тому, что он выберет по своему желанию. Рамхаль, «Дерех Ашем», 1:5

Недельная глава Бешалах

«И сказал Г-сподь Моше: что ты взываешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись» (Шмот, 14:15)

Спрашивает великий комментатор Торы Ор а-Хаим а-Кадош (рав Хаим Бен Атар): «Трудно понять, к кому, как не к Всевышнему взывать, особенно – во время беды?». И отвечает, согласно изречению наших мудрецов в мидраше (Шмот Раба, 21), что сыны Израиля находились перед обвинением Небесного Суда. По словам обвинителя, дело обстояло так: «Какая разница между евреями и египтянами? Почему евреям полагается спастись, ведь что те (египтяне) – идолопоклонники, что эти (евреи) – идолопоклонники». Для того чтобы снискать милосердие, евреям не хватало силы безоговорочной веры в Творца! Поэтому Всевышний передал евреям через Моше Свой совет, а именно – укрепить в себе качества праведности и милосердия: «Скажи сынам Израиля, пусть укрепятся в своей вере всем своим сердцем и пусть идут в сторону моря, еще до того, как оно разверзнется, – на основании того, что Я сотворю с ними чудо, и тем самым усилится милосердие Мое».

Рав Хаим из Воложина («Нефеш а-Хаим», раздел 1, глава 9), подобно Ор а-Хаиму, говорит о том, что Всевышний поступает с нами соразмерно нашим поступкам и действиям. И чем сильнее вера сыновей Израиля в Творца, тем больше чудес Он будет совершать для них, вне зависимости от законов природы. На основании этого рав Хаим из Воложина так объясняет слова Всевышнего Моше «Что ты взываешь ко Мне?»: «Своим обращением к Моше Творец хотел сказать, что все зависит от самих сыновей Израиля. Если они укрепят свою веру, и войдут в море, и сердце их не убоится, исполненное уверенности в том, что Б-г сотворит чудо, и море разверзнется, – Всевышний действительно сотворит чудо».

На основании этого вывода рав Хаим раскрывает нам чудодейственное средство (сгула нифлаа) в своей книге «Нефеш а-Хаим» (раздел 3, глава 12): «Воистину великим и чудодейственным средством сбросить с себя и отменить всякого рода обвинения и гнет чужой воли, чтобы никто и ничто не смогло властвовать над человеком и управлять им, – является глубокое и искренне убеждение человека, что лишь Творец – истинный и единственный Правитель Вселенной, и кроме Него нет ни одной силы в нашем мире и во всех иных мирах.  Его единство заполняет собой все. И пусть человек полностью исключит из своего сердца и совершенно не принимает во внимание ни одну силу и волю во Вселенной. Пусть направит человек всю чистоту своих помыслов к единому Властителю, пусть подчинит Ему все свои мысли. И тогда Творец силой Своей сделает так, что всякая сила и воля, существующие в мире, сгинут от него полностью и не смогут никоим образом воздействовать на него…».


http://www.beerot.ru/?p=10870