Бо — Все — в заслугу праотцов!

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

1686
заслугу праотцов

Недельная глава Бо

В недельной главе Бо мы читаем о выходе из Египта. Но мы не учим историю, мы смотрим в будущее – наше близкое и сияющее будущее, о котором сказано: «Как во времена выхода твоего из Египта, Я покажу тебе чудеса».

Будущее Избавление будет подобно избавлению из Египта, и даже ярче него!

Оно будет происходить с чудесами и знамениями, как исход из Египта! И с раскаянием, ведь сказано о стихе: «И увидел Б-г сынов Израиля, и узнал Б-г», — Он увидел, что они раскаялись, и даже злодеи задумались о раскаянии. «И узнал Б-г» – это означает, что даже один человек не знал о другом, а только Всевышний знал. Этот настраивал свое сердце, и тот настраивал свое сердце, и делали тшуву.

Наше Избавление зависит только от раскаяния, тшувы.

Ведь сегодняшняя ситуация настолько похожа на ту! Большая часть народа была погружена в 49 ступеней духовной нечистоты, и они были уже на границе 50, на грани полного погружения, откуда уже нет пути назад. И вот так, на грани бездны – они стали думать о раскаянии. Причем не рассказывали друг другу об этом, каждый хранил эту тайну в своем сердце. Размышлял, совесть его мучила, и только Всевышний знал об этом! Знал, и поэтому ускорил Избавление!

Но только тшувы было недостаточно. Ни тогда, ни сегодня!

Ведь мидраш продолжает так: «Несмотря на то, что они раскаялись, они не вышли бы оттуда, если бы не заслуги их отцов. Поскольку мера Суда обвиняла их. Об этом и сказано: “И возьмите пучок иссопа” — они принизили себя, как трава иссоп, чтобы сделать тшуву, “и окуните ее в кровь на пороге” – это Тора, которую они получат в будущем, “и помажьте верхнюю часть двери (машкоф)” – это заслуга Авраама, самого великого из праотцов, “и два косяка” – это заслуги Ицхака и Яакова. Это учит нас, что в заслугу всего этого вышли из Египта.

Об этом сказано прямо и в самом тексте Торы: “И услышал Б-г их стон, и вспомнил Б-г Свой завет с Авраамом, Ицхаком и Яаковом”. А каково первое Избавление – таково и последнее. Заслуга тшувы и заслуга Торы нуждаются в заслуге праотцов! Как же глупы те, кто желают оторвать нас от наших святых праотцов и их веры! И думают, что мы можем добиться чего-то своими собственными силами, своими заслугами!

Ведь народ Израиля подобен виноградной лозе (см. Теилим, 80:9), которая не может выстоять, не опираясь на старые лозы, на заслуги праотцов!

Нам же очень подходит притча раби Брахии Накдана. Однажды птицы собрались и решили выбрать себе царя. “Кто достоин быть царем?” – спросили они. Свои кандидатуры предложили орел и другие птицы.

Сказали птицы: “Пусть они устроят соревнование! Кто взлетит выше всех, тот и будет царем!”

Орел важно заявил: “Прекрасно! Кто взлетит в небеса выше меня!”

Услышал это воробей, тихонько взлетел и уселся орлу на спину. А тот и не заметил.

Сигнал был дан, и соревнующиеся распростерли крылья. Начали взлетать все выше и выше, а остальные птицы с интересом наблюдали снизу за происходящим. Орел, размахивая своими огромными крыльями, довольно быстро оставил своих соперников позади. Он продолжил подниматься, пока не почувствовал, что больше не может. Воробей увидел, что орел перестал подниматься, и взлетел с его спины вверх на ладонь, а потом вернулся на место. Орел тем временем начал снижаться и опустился на землю. Окинул птиц победным взглядом и спросил: “Ну, скажите-ка, кто получает царскую корону?”

“Воробей, — хором ответили птицы, — который стоит у тебя на спине!”»

Как замечательно эта притча описывает наше положение! Наши святые праотцы подняли нас на невероятные высоты, все наши духовные достоинства – от них. Во всех наших молитвах мы упоминаем их заслуги. Рош а-Шана мы проходим в заслугу жертвоприношения Ицхака.

Будущее Избавление тоже придет в их заслугу: «Я вспомню Свой завет с Яаковом, и Свой завет с Ицхаком, и завет с Авраамом, вспомню об этой земле» (Ваикра, 26). Сказано в трактате Кидушин, что наши праотцы соблюдали всю Тору еще до того, как она была дана, они были главами ешив, укрепляли веру и заботились о воспитании своих потомков: «Я полюбил его (Авраама), потому что он заповедает своим сынам и потомкам следовать путями Г-спода, творить добро и правосудие».

Как же мы можем просить об Избавлении в заслугу праотцов, если не продолжим их традиции, если не будем исполнять Тору и укрепляться в вере в Творца?

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=49029