Ваэра — Счастлив ты, народ Израиля, когда исполняешь волю Всевышнего!

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2820

Ежедневная цитата

Еврейский народ не имеет какой-либо промежуточной ступени. Маараль, «Нецах Исраэль»

Недельная глава Ваэра

«Потому скажи сынам Израиля: Я – Г-сподь, и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мышцею простертою и казнями великими. И Я приму вас к Себе в народ и буду вам Б-гом, и вы узнаете, что Я – Г-сподь, Б-г ваш, выведший вас из-под ига египетского» (Шмот, 6:6-7).

Наши мудрецы говорят (Недарим, 32б): «На еврейский народ не влияют звезды». Виленский Гаон в своем комментарии к Мегилат Эстер поясняет это изречение следующим образом: по звездам (то есть согласно законам природы) у Авраама не могло быть детей, и Авраам понял это, благодаря своим глубочайшим познаниям. Однако Всевышний поднял его выше уровня звезд, и сказал ему, что Он, Всевышний, создает для Авраама и его потомства новую реальность, которая выше влияния звезд. Следовательно, согласно звездам, наш народ вообще не должен был появиться в этом мире.

В прошлом выпуске «Беерот Ицхак Daily» мы говорили о том, что наш народ считается народом только благодаря Торе. Из приведенных слов Виленского Гаона становится очевидно, что без связи со Всевышним евреи не имеют никакой привязки к реальности. Более того, мы не можем быть народом, как все остальные народы. Связь со Всевышним достигается исключительно путем изучения Торы, о чем мы говорили в прошлом выпуске.

В этом же ключе Виленский Гаон объясняет в своем комментарии на Мегилат Эстер смысл слов, сказанных советниками Амана: «Этот народ управляется землей и звездами: падая, он опускается до низшего уровня земли, поднимаясь – возвышается до звездных высот» (Мегила, 16а). Вследствие того, что евреи не связаны рамками природной реальности, падая духовно, они теряют связь со Всевышним, и опускаются, не дай Б-г, до низшего уровня.

Таким же образом комментаторы объясняют слова Талмуда в трактате Ктубот (66б). Там приводится случай, произошедший с Рабаном Йохананом бен Закаем. Собираясь покинуть Иерусалим во время разрушения Храма, он увидел дочь Накдимона бен Гуриона, одного из некогда богатейших жителей Иерусалима.   Предельная бедность заставила ее собирать крошки среди навоза. В Талмуде говорится, что, увидев эту картину, Рабан Йоханан разрыдался и сказал: «Счастлив ты, народ Израиля, когда исполняешь волю Всевышнего –  в это время ни один народ не может править тобой! Когда же ты не внемлешь воле Творца, Он отдает тебя под начало падшего народа, да что там народа – Он отдает тебя под начало скота падшего народа!»

В такой ситуации, когда еврейский народ достиг низшего уровня падения, странной может показаться фраза Рабана Йоханана бен Закая «Счастлив ты, народ Израиля».

Объясняет Маарша, а также – Маараль в своей книге «Нецах Исраэль»: народы, подвластные воле правителей и действию законов звезд, падая, не достигают низшей ступени падения. Лишь сыны Израиля, прилепившись к Творцу и находящиеся под Его покровительством, выполняя волю Г-спода, возвышаются, подобно звездам. Однако если они опускаются и уходят от покровительства Творца, то падают до уровня земли, до низшей ступени падения. Поэтому Рабан Йоханан бен Закай воскликнул «Счастлив ты, народ Израиля», ведь даже оказываясь в столь низменном положении, наш народ видит, что нет никого, кроме Нашего Небесного Отца, под пристальным наблюдением Которого мы находимся.


http://www.beerot.ru/?p=10407