Ваякель — Не зажигайте огня во всех ваших жилищах в день Субботы

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3860

Недельная глава Ваякель

Проблема стиха (Шмот, 35:3), упомянутого в заголовке, известна: почему Тора говорит именно об этой работе, если в Шаббат запрещены 39 видов работ? Постараемся объяснить этот вопрос через простое понимание (пшат), через толкование (драш), а также через намек (ремез).

Простое понимание: мой великий в Торе тесть рав Ицхак Зильбер говорил, что Тора учит нас, что даже зажигание огня, являющееся легкой работой, запрещено в Шаббат.

Первое толкование: мнения мудрецов Мишны по этому вопросу разделились (они приведены, в том числе, в комментарии Раши к Торе). Раби Йосе считал, что зажигание огня выделено, чтобы сообщить, что это нарушение имеет статус лав (запрет Торы, за умышленное нарушение которого в присутствии свидетелей и после соответствующего предупреждения положено бичевание), а раби Натан – что Тора выделяет зажигание огня, чтобы сообщить, что, выполнив несколько запрещенных в Шаббат работ, человек несет ответственность за каждую из них.

Таким образом, по мнению раби Йосе, Тора выделяет зажигание огня, чтобы научить нас, что выполнение этой работы в Шаббат является более легким нарушением, чем выполнение других работ. Тот, кто умышленно зажигает в Шаббат огонь, подлежит бичеванию, но не более строгому наказанию. Тосафот в нескольких местах (Бейца, 23а и другие) объясняют, что зажигание огня вообще не считается работой, и поэтому не запрещено в Йом Тов, даже если это зажигание не служит праздничным нуждам. «Магид Мишнэ» объясняет, что разрешить зажигание огня не ради нужд праздника позволяет детальный анализ стиха, который запрещает разжигание огня в Шаббат, а не в Йом Тов.

По мнению раби Натана, зажигание огня выделено Торой, чтобы научить нас, что как тот, кто неумышленно зажег в Шаббат огонь, обязан принести грехоискупительное жертвоприношение, так и тот, кто неумышленно выполнил несколько запрещенных в Шаббат работ, в ряде случаев (см. Шаббат, 7:1) обязан принести отдельное грехоискупительное жертвоприношение за каждую, а не одно за все.

Отметим, что Рамбам устанавливает закон в соответствии с мнением раби Натана, согласно которому зажигание огня в Шаббат является таким же тяжелым нарушением, как и выполнение других видов работ. [Прим. ред. Поэтому нет никакого разрешения переносить огонь в Йом Тов (т. е. зажигать от горящего) не для нужд праздника, а зажигать заново запрещено и для нужд праздника.]

Источник еще одного толкования – «Мехильта». Он приведен в числе 613 заповедей в «Сефер а-Мицвот» Рамбама (Запреты, 322): «322-я заповедь. Запрет карать преступников в Шаббат, приводя приговор суда в исполнение. И об этом Он сказал: “…В день же седьмой да будет освящение полнейшего покоя Г-споду; всякий, кто совершает в этот день работу, будет предан смерти. Не зажигайте огня… в день Субботы” (Шмот, 35:2-3). Имеется в виду, не подвергайте сожжению того, кто приговорен к этой казни, – и также не приводите в исполнение другие приговоры.

В “Мехильте” (Ваякель) объясняется: “Не зажигайте огня…” – сказано так, чтобы научить: как сожжение – одна из казней, предусмотренных законом Торы, – не совершается в Шаббат, так и остальные казни не совершаются в Шаббат”.

А в Иерусалимском Талмуде (Санедрин, 4:6) говорится: “…Не разжигайте огня во всех поселениях ваших в день Шаббата”. Сказал раби Ила от имени раби Яная: “Отсюда мы учим, что суд не производит заседаний и не выносит приговоров в Шаббат”».

Можно расширить понимание слов Рамбама и сказать, что всякое наказание, которое хочет дать ребенку родитель или воспитатель, не должно производиться в Шаббат – несмотря на то, что дурное начало подталкивает сделать это именно сейчас. (В большинстве случаев, и в будний день стоит воздержаться от этого, и лишь специалист может указать, когда и как наказывать ребенка.)

Намек (развивающий тему упомянутого выше второго толкования) находим у великого каббалиста рава Моше Кордоверо («Томер Двора», глава 2). Говоря о качестве Кетер, Рамак пишет и о том, что когда Кетер властвует, не следует гневаться, разжигая тем самым огонь внутри себя: «Однако есть определенные дни, когда гвурот (качества суда) не действуют, и люди в них не нуждаются, поскольку над ними властвует атрибутКетер, и есть часы, когда Кетер необходим. В эти периоды нужно пользоваться всеми вышеперечисленными качествами. А что касается других качеств, хотя они и необходимы для служения Всевышнему в свое время, в те периоды проявлять их не следует. Поскольку свет Кетера упраздняет их [в высших мирах], человек тоже не должен их использовать. Например, в Субботу, когда мир исправляется тайной наслаждения, и когда не судят [суды], нужно проявлять все эти качества Кетера, чтобы открыть источники в высших мирах. Ведь если человек будет пытаться открыть источники света Кетера во время молитвы, а сам в то же время будет вести себя наоборот, как он сможет открыть источник Кетер? Ведь он отталкивает его своими собственными действиями!

И если Кетер не присутствует даже в святых высших сфирот, когда в них усиливается качество суда и святой гнев, то тем более это относится к человеку, который внешне проявляет гнев, даже если поступает так из лучших побуждений, – свет атрибута Кетерне снизойдет на него. А в ответ на то, что он пытается пробудить его в высших атрибутах, эти атрибуты говорят ему: “Как велика его дерзость! Свет Кетер не проявляется в нас из-за присутствия в нас святого и чистого качества суда. А он хочет раскрыть его, будучи полон гнева и совершая постыдные и поверхностные действия!”».

С пожеланием хорошей и мирной Субботы, и пусть огонь гнева не возгорается в нас ни в Шаббат, ни в будний день!

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=24297