Итро — Моше не принимает совет Итро

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Абарбанель

1660

Недельная глава Итро

Итро приходит в стан народа Израиля и застает Моше за странным занятием. Моше в одиночку пытается судить весь народ. Итро дает совет, как правильно выстроить судебную систему. Но тут возникает вопрос: а разве Моше — величайший из пророков – не мог самостоятельно додуматься до всего того, что посоветовал Итро?

Дело в том, что Итро пришел до Дарования Торы. К тому времени уже были получены некоторые законы в месте под названием Мара (Санедрин, 56б). Однако это была не полная Тора, а лишь имущественные законы. Да и приказа обучить народ этим законам также не поступало (до событий главы Мишпатим). И до самого дарования Торы у Моше не было возможности обучить людей правильному поведению и исполнению заповедей. Поэтому, во избежание проблем, Моше решил судить народ самостоятельно.

А какие проблемы могли возникнуть? Моше понимал, что если он даст судьям возможность судить самостоятельно, то приумножатся споры и ссоры. Ведь решения судей будут приниматься на основании логических умозаключений и гипотез. Оппоненты всегда смогут сказать в суде: «Покажи, пожалуйста, где написано то, на основании чего ты принял это решение». И это повлечет за собой новые проблемы. Судьи, из-за опасения перед апелляциями, станут выносить решения, оправдывающие виновных. Также совершенно естественно могут появится отличные постановления в абсолютно схожих ситуациях. Ведь разные судьи могут обладать разным складом ума и разной логикой. Один осудит, а другой – оправдает. И так преумножатся отличающиеся друг от друга подходы к принятию решений.

В силу этих причин сделал Моше так, чтобы весь народ приходил именно к нему. И не важно, был вопрос сложным или простым.

Но тогда мы возвращаемся к проблемной ситуации, о которой говорил Итро: у Моше просто не хватит сил, чтобы справиться с такой массой обращений!

Моше не мог не понимать проблемности сложившейся ситуации. Но ему было известно, что в ближайшее время народу Израиля будет дарована Тора. Ведь Всевышний ранее сообщил Моше: «… при выводе твоем народа из Египта вы совершите служение Б-гу на этой горе» (Шмот, 3:12). И Моше планировал, что после получения Торы, когда будут ясны все законы, он назначит судей. Однако Итро не знал всего этого и был убежден, что нынешнее положение будет постоянным. Поэтому и посоветовал выстроить судебную систему по схеме, принятой в его родной стране Мидьяне: так старейшины судят в странах потомков Ишмаэля. Это хорошо видно по тому, каких людей советует выбрать Итро: способных, Б-гобоязненных, правдивых и ненавидящих корысть (Шмот, 18:21). Многие людские достоинства перечислил Итро, однако не упомянул главного — людей знающих. Он не учитывал, что еврейским судьям предстоит судить исключительно на основании знания законов Торы.

Получается, что оба были правы, только Итро опередил события. Он был прав с точки зрения общественного устройства. Но и Моше был прав. Все, что посоветовал Итро, Моше и сам планировал реализовать. Но в нужный момент и в правильной форме. А пока, чтобы не обидеть тестя, Моше не сообщает ему о грядущем даровании Торы. И не спорит с ним о дельности его совета: «И послушался Моше голоса тестя своего, и сделал все, что он сказал» (Шмот, 18:24). Когда сделал? После дарования Торы.

А в книге Дварим Моше приписывает назначение судей себе (с необходимой поправкой): «Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю за Иорданом в пустыне Арава… Изберите себе мужей знающих, и разумных, и знатных по коленам вашим, и я поставлю их во главе вас» (Дварим, 1:1-13).

[Примечание редактора. Это объяснение основано на точке зрения, что Итро пришел в стан народа Израиля до дарования Торы. Однако Раши, основываясь на мидраше, объясняет, что Итро пришел уже после получения Торы.]

Подготовил рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=40527