Лакомства к субботнему столу — Ки Тиса — Скрижали Завета

скрижали завета

Недельная глава Ки Тиса

Зачем Моше разбил Скрижали?

Пишет рав Меир Симха из Двинска в книге «Мешех Хохма», что усиление веры в Творца произошло в заслугу Моше, как говорится в последнем стихе Торы: «И по руке сильной, и по каждому чуду великому, которые совершил Моше перед глазами всего Израиля» (Дварим, 34:12). Поясняет Раши: «И по руке сильной…» — Моше принял Тору в виде Скрижалей Завета в свои руки; «…перед глазами всего Израиля» — когда склонил он свое сердце к тому, чтобы разбить первые Скрижали на глазах у всего народа. И Всевышний согласился с Моше, и поблагодарил его.

Известно, что даже после великих чудес во время рассечения моря и дарования Торы, в сердцах евреев все еще не укоренилась цельная вера в Творца. Ведь они нашли правильным сделать золотого тельца, поверив в то, что материальные вещи могут оказывать влияние на наш мир. Увидев это, Моше осознал, что даже если евреи оставят веру в золотого тельца, они еще будут способны поверить в силу Скрижалей. Поэтому Моше принял решение разбить Скрижали на глазах у всего народа, чтобы потрясти их и продемонстрировать, что в мире нет другой правящей силы, кроме Творца. И даже первые Скрижали Завета, которые являлись творением Самого Всевышнего, можно разбить ради этого. Так в сердцах евреев укоренилась вера, большая, чем при даровании Торы и рассечении моря. И именно описанием этого акта Моше нашел правильным завершить написание Торы.

Как были написаны Скрижали?

В трактате Санедрин (21а) приводится спор наших мудрецов по поводу того, каким письмом была дана Тора.

Пишет Радваз: «Я не могу согласиться с тем, что есть мудрецы, считающие, что дарованная Тора была записана не шрифтом ашури. После дарования Торы Моше спрятал Скрижали в Ковчеге Завета. Это было сделано из-за чрезвычайно высокой святости этого письма. И даже тринадцать свитков Торы, которые Моше написал в день своей смерти, были написаны шрифтом иври. И на протяжении всей еврейской истории, вплоть до эпохи Второго Храма, лишь избранные и великие из народа Израиля были знакомы с тем, как выглядит шрифт ашури. А свитки Торы, тфилины и мезузы писались древнееврейским шрифтом иври.

Почувствовав, что близится день разрушения Первого Храма, царь Йеошияу спрятал Ковчег Завета в недрах Храмовой горы. И лишь после того, как евреи вернулись из Вавилонского изгнания, Эзра решился на то, чтобы ввести шрифт ашури в более широкое пользование. На то были две причины. Скрижали Завета, покоящиеся в Ковчеге в Святая Святых, излучали духовный свет на весь мир и давали покровительство их хранителям — народу Израиля. Но во Втором Храме не было Ковчега Завета со Скрижалями. Поэтому, чтобы хоть как-то заменить недостающее, Эзра вводит новое постановление: отныне свитки Торы, тфилины и мезузы будут писаться не шрифтом иври, а шрифтом ашури. Была еще одна причина, а именно — вывод из еврейской среды подложных геров самаритян (самаритяне и по сегодняшний день используют свитки, написанные шрифтом иври)».

После приведения множественных доказательств Радваз предлагает еще одну гипотезу. Он утверждает, что после того как евреи согрешили, сделав золотого тельца, они утратили право на обладание самым возвышенным из всех шрифтов на земле. Разве могут они быть достойны Б-жественного письма, если в служение Творцу примешивают поклонение идолам?! Именно поэтому Моше и разбил первые Скрижали, начертанные рукою Самого Творца. И уже вторые Скрижали были написаны шрифтом иври. Это видно из стиха: «И сказал Г-сподь Моше: вытеши себе две скрижали каменные, как прежние, и Я напишу на сих скрижалях слова (דברים), какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Шмот, 34:1). Всевышний говорит, что Он напишет на скрижалях дварим, что может быть переведено не только как «слова», но и как «вещи». То есть на новых Скрижалях будет написано содержание десяти речений, которые были на первых Скрижалях, но не Б‑жественным письмом. А ведь когда шла речь о первых Скрижалях, то было подчеркнуто, что и начертание будет делом Б-жьим: «И скрижали эти были делом Б‑жьим, а письмена – письмена Б-жьи, начертанные на скрижалях» (Шмот, 32:16). А о новых Скрижалях этого не сказано.

Во времена Эзры мужи Великого собрания взмолились Творцу и смогли отменить стремление человека к идолопоклонству. И то идолопоклонство, из-за которого был разрушен Первый Храм, перестало быть препятствием в служении Всевышнему. И если народ Израиля утратил право на обладание письмом ашури в наказание за идолопоклонство, то во времена Второго Храма это препятствие было устранено. Теперь можно было вернуть шрифт ашури, вернуть возвышенное и великолепнейшее среди всех начертаний букв народу Израиля.

В комментарии Рамбама к трактату Ядаим (4:5) написано следующее: «Древний еврейский шрифт, называемый иври – это письмо, которое используют самаритяне для написания свитков Торы. Шрифт, называемый ашури – это письмо, на котором Всевышний написал Десять речений на Скрижалях Завета. И название ашури совсем не означает “ассирийский”, а происходит от слова מאושר (меушар), что указывает на возвышенность и великолепие: “И родила Зильпа, рабыня Леи, второго сына Яакову. И сказала Лея: на благо мне, ибо благою (כִּי אִשְּׁרוּנִי – ки ишруни) признают меня женщины. И нарекла ему имя Ашер” (Берешит 30:12,13). И письмо это возвышенное среди всех существующих на земле шрифтов. Ведь буквы его невозможно перепутать. И никакие сомнения не возникают при прочтении, потому что буквы не похожи одна на другую. А во время написания буквы не соединяются одна с другой».

В книге «Шут Рамбам Пеер а-Дор» написано: «Запомни: письмом (шрифтом) ашури были написаны Скрижали Завета. И не подобает использовать его, но только для вещей, связанных с особой святостью. И испокон веков евреи остерегались использовать это письмо для будничных целей.

Все деловые записи, а также различные книги мудрости, писались только письмом иври. Поэтому ты можешь встретить шекели (монеты), на которых вырезаны надписи только письмом иври. И никогда не встретишь ни одной буквы, что была использована для будничных целей, ни на металле и ни на камне.

Поэтому сефардские мудрецы видоизменили это письмо, чтобы можно было им записывать Торанические труды. Для этой цели они и разработали особый шрифт, зовущийся ктав хаци кульмус. И раби Йосеф а-Леви (раби Йосеф ибн Мигаш) запрещал писать письмом ашури даже гет. И когда сойферы вновь начали писать гет на ашури, то вновь запретил это делать, поясняя: “Как можно пользоваться Б-жественным письмом, ведь так легко можно прийти к пренебрежительному отношению, когда гет будет брошен где-то в шкафу и забыт?”».


http://www.beerot.ru/?p=41029