Мишпатим — Правильная реакция

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2640

«Человек живет, чтобы исправлять черты характера, которые до сих пор не исправил. А если нет, то зачем ему жизнь?!» 

Виленский Гаон, комментарий на Мишлей

Недельная глава Мишпатим

Правильная реакция

«Но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих; не выйду на свободу» (Шмот, 21:5)

В прошлый раз мы писали, что, изучая Тору, человек учится управлять своими желаниями, и таким образом он становится по-настоящему свободным. Из сказанного в трактате Недарим (66б) мы можем увидеть, что такое настоящая свобода – человек, изучающий Тору, способен контролировать не только свои действия, но даже спонтанные реакции.

В Талмуде рассказывается о молодом человеке, который поднялся в Землю Израиля из Вавилона. Здесь он встретил хорошую девушку с замечательными душевными качествами. Молодой человек подумал: почему бы не жениться на такой хорошей девушке?

Через некоторое время они сыграли веселую свадьбу. После недели шева брахот молодой муж, уходя на работу, сказал жене: «Любимая моя, приготовь, пожалуйста, на ужин две талфей». На его диалекте арамейского языка талфей означает бараньи ноги (хороший муж позаботился и о жене: одна баранья нога ему, а одна – ей).

И все бы хорошо, но на ее диалекте арамейского языка талфей вовсе не бараньи ноги, а… чечевица! Лицо молодой жены озарилось радостью: такой праведный муж! Ему достаточно только двух чечевичных зерен! Она накрывает стол праздничной скатертью, достает самые красивые тарелки и кладет на тарелку мужа два чечевичных зернышка.

Муж возвращается домой после работы, он голоден, целый день ничего не ел, и уже подходя к дому, чувствует приятный запах еды. Он представляет себе, как они с женой вместе едят бараньи ноги. Жена, услышав шаги мужа, открывает ему дверь.

Голодный муж, взглянув на стол, был крайне разочарован. Вместо бараньих ног он увидел два чечевичных зернышка. Только тут он понял, что источником запаха была вовсе не их кухня. «Что поделаешь? У каждого человека свои недостатки. Возможно, моя жена – вегетарианка. Что ж, это небольшой недостаток. Я куплю ей “Книгу о вкусной и здоровой пище” и попрошу приготовить блюдо побольше размером, чтобы я мог утолить голод. Какой у нас самый большой овощ? Тыква!»

Молодой муж обращается к жене: «Дорогая моя, завтра приготовь, пожалуйста, буциней (тыкву)».

На его диалекте буциней это тыква, а на ее – свечи. Жена в полном восторге, такого она не ожидала: ему совершенно ничего не надо готовить! Он настолько возвышен, что ему достаточно только света свечей! Конечно, она постарается сделать это как можно лучше.

На следующий день муж идет на работу, а жена готовится к встрече мужа: покупает самые красивые подсвечники, готовит стол. Голодный муж (он два дня почти ничего не ел!) открывает дверь… На столе – две масляных свечи в серебряных подсвечниках. В такой ситуации тяжело сохранять невозмутимость. Но он хорошо помнит слова своего учителя: «Нельзя гневаться на жену». Что же делать? Муж натягивает улыбку на лицо, и обращается к жене: «Любимая, возьми эти подсвечники и разбей о бава», т. е. об ворота.

Все бы хорошо, но на его диалекте бава это ворота, но в ее понимании это Бава бен Бута, великий мудрец Торы.

Молодая жена вся сияет от радости. Несомненно, думает она, Бава бен Бута стал учеником ее мужа, и муж хочет проучить его. Жена с радостью хватает подсвечники, и идет выполнять волю своего мужа.

Бава бен Бута в окружении многочисленных учеников учит Талмуд. «Непонятливая» жена врывается в Дом Учения и разбивает подсвечники о голову великого мудреца Торы…

Бава бен Бута поворачивается к женщине и спрашивает: «Что тебе, дочь моя?» Праведная жена не понимает, что за вопрос: Бава бен Бута не догадывается, за что ему полагается наказание? «Мой муж приказал разбить это о твою голову». Бава бен Бута говорит с улыбкой: «Если ты такая праведная жена, что выполняешь во всем волю своего мужа, я тебя благословляю, чтобы у тебя родились два сына, подобные Баве бен Буте».

Реакция Бавы бен Буты была спонтанной, у него не было времени опомниться и  задуматься. И на первый взгляд, ему следовало бы прогневаться на женщину, которая пренебрегла уважением к мудрецу Торы. Однако великий мудрец поступил иначе! По-настоящему свободный человек, способный полностью контролировать свои действия, не только не разгневался, но и дал благословение!


http://www.beerot.ru/?p=11546