Лакомства к субботнему столу — Пекудей

Недельная глава Пекудей

Истинное упование на Творца

«Когда облако поднималось от Скинии, тогда сыны Израиля отправлялись в путь во все свои переходы. Если же облако не поднималось, то они не отправлялись, пока оно не поднимется» (Шмот, 40:36-37).

Всевышний как бы шел перед евреями, ведя их таким образом за Собой, как об этом сказано в главе Бешалах (Шмот, 13:21): «А Г-сподь шел перед ними (евреями) днем – в облачном столпе…». Вышеупомянутый стих из нашей недельной главы сообщает о безупречном послушании евреев в походе за столпом.

В книге Бемидбар (9:19-20) мы встречаем похожий стих: «И если облако задерживалось над Cкинией, то и сыны Израиля не двигались, следуя указанию Г-спода. А иногда облако оставалось над Скинией несколько дней: по указанию Г-спода они останавливались и по указанию Господа двигались». Рамбан в комментарии к этому стиху объясняет: случалось иногда, что евреи находились в «нежеланном» для них месте, однако, поскольку облако оставалось там, не трогались с него. Бывало также, продолжает Рамбан, что облако останавливалось лишь на два-три дня, и народ, несмотря на огромную утомленность, шел за облаком, выполняя волю Всевышнего. Более того, случалось и такое, что облако стояло не более суток и неожиданно поднималось, повелевая евреям продолжить свой путь. Несомненно, это являлось для евреев трудностью, ведь, полагая остаться на продолжительное время, люди уже начинали обустраиваться.

Все это было необходимо для того, чтобы обучить евреев истинному упованию на Творца. Ведь настоящее упование предусматривает безусловное подчинение Его управлению.

Каждый человек, идя по жизненному пути, должен четко понимать, что Творец ведет его за Собой, и, несмотря на то, что зачастую многие перипетии жизни необъяснимы, мы должны всем сердцем и всей душой уповать на Б-га, осознавая, что Он, по Своей великой мудрости, которой нет границ, направляет человека по наилучшему пути.

Воля Творца

«…И сделали священные одеяния, которые для Аарона, как повелел Г-сподь Моше…» (Шмот, 39:1).

В недельной главе Пекудей 15 раз повторяются слова: «как повелел Г-сподь Моше». Почти после каждой детали изготовления одежд коэнов и постройки Скинии сказано, что они были сделаны согласно «повелению Г-спода». На первый взгляд, непонятно, какая цель заключается в этом неоднократном повторении.

Чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к словам «Бейт а-Леви». В своем комментарии к главе Ки Тиса (Шмот, 31:13) он указывает фундаментальное правило: несмотря на то, что, несомненно, у каждой заповеди есть чрезвычайно глубокий смысл и сокровенные тайны, все эти тайны и смыслы реализуются только потому, что Творец заповедовал нам исполнять эту заповедь и открыл, что Его воля заключается в этом действии. Без воли Творца на то или иное действие никакие тайны и смыслы не имели бы никакой силы и никакого значения.

Человек, который придумывает сам себе путь служения Творцу, насколько бы мудр он ни был, не только не делает таким служением доброе дело, но и грешит, показывая тем самым, что не желает принять волю и законы Создателя как неоспоримые правила поведения.

При постройке Скинии, которая являлась вместилищем Б-жественного присутствия,Шехины, и местом служения Творцу, особенно важно было сделать все детали согласно указанию Г-спода, не отклоняясь от него ни на миллиметр. Подобное правило действует и в отношении создания одежд коэнов, в которые они облачались для службы Всевышнему.

Мудрецы Талмуда говорят о великой мудрости Бецалеля. По их словам (Брахот, 25а), Бецалель знал все сокровенные тайны мироздания. Однако он использовал свою мудрость только для того, чтобы максимально понять указания Творца и Его волю. В Скинии и в одеждах коэнов не было ни одной детали, которую бы Бецалель сделал, опираясь только на свое понимание. Именно поэтому в нашей недельной главе неоднократно подчеркивается, что все детали постройки Скинии и одежд для коэнов были сделаны согласно «повелению Творца».

Истинное достоинство мудреца

«И поставил он сосуд для омовения… И будут омывать из него Моше и Аарон и его сыны свои руки и свои ноги» (Шмот, 40:30-31).

Маараль объясняет, почему заповедь омовения относится именно к рукам и ногам. В книге «Нетивот Олам» он пишет, что эти, внешне заметные части тела с большой легкостью принимают духовную нечистоту.

Духовно богатый человек обычно предельно скромен: он не стремится раскрыть другим свой внутренний мир, а «прячет» его в глубинах своей души. Глупец же, наоборот, желает всем и вся раскрыть свои мысли и соображения. И о нем сказал царь Шломо (Мишлей, 18:2): «Не возжелает глупец мудрости, а только раскрыть сердце свое». Объясняет Виленский Гаон: несмотря на то, что глупец также идет в дом учения, его цель кардинально отличается от цели мудреца. В отличие от мудреца, он не желает приобрести мудрость. Его единственная цель – раскрыть окружающим свое мнение.

Это объясняет, почему наши мудрецы так восхваляли молчание, ведь мудрый человек не спешит «выплеснуть» все свои мысли, он говорит только то, в чем есть необходимость. И так определяет Рамбам мудрого человека («Илхот Деот», 5:7): «Если видит, что его слова могут быть услышаны, он скажет, а если нет – промолчит». Поэтому мудрый человек, прежде чем сказать что-либо, тщательно обдумывает свою речь, выражаясь с максимальной краткостью и точностью. И так пишет Рамбам («Илхот Деот», 2:4): «Всегда должен человек стараться молчать… И на это указали мудрецы, говоря: каждый, кто много говорит, приводит грех… Также в преподавании Торы и общих знаний речь мудреца должна быть краткой, а смысл ее глубоким…».


http://www.beerot.ru/?p=24395