Кунтрес а-Хесед — Эссе о благодеянии — Главы 8-9

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Элиэзер Деслер

1596

Глава 8. О хороших амбициях

Теперь давайте разберем тему амбиций глубже.

Голод – это признак нехватки чего либо. Когда в теле здорового человека или животного возникает дефицит питания, появляется чувство голода. И это относится ко всем стремлениям: мы стремимся к тому, чего нам не хватает.

Из этого следует, что стремление – это притягивающая сила. Человек стремится «притянуть» к себе то, что поможет ему восполнить недостающее.

А сытый – это тот, чей недостаток уже восполнен. Как мы уже объяснили в предыдущих главах, амбиция – это желание приобретать. Ее источник – склонность к стяжательству. Желание приобретать невозможно удовлетворить, так как оно проистекает из недостатка, который невозможно восполнить.

Совсем иначе обстоит дело с альтруизмом, желанием отдавать. Это не «притягивающая» сила, ибо проистекает она не из недостатка, а, наоборот, из цельности.

Человек, для которого материальное благополучие имеет второстепенное значение, доволен тем, что у него есть. Всевышний благословил того, кто довольствуется лишь необходимым, сказав (Дварим, 6:11, 8:10, 11:15): «Ты поешь и насытишься». Творец дал ему великий дар – возможность быть цельным, не ощущая недостатка ни в чем. Именно для этого он и был создан.

Сказали мудрецы Мишны (Авот, 4:1): «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей». Мудрецы изучили природу человека и пришли к такому выводу: совершенный человек, или тот, кто стремится к совершенству, не испытывает чувство постоянного голода. Он доволен уже тем, что у него есть, и чувствует себя удовлетворенным. Не стремится к накоплению материальных ценностей. Именно такого человека можно назвать истинно богатым. Все остальные – те, кто вечно преследует материальное – несовершенны, несчастны, голодны, бедны.

Желание делиться свойственно только тому, кто доволен своей долей. Именно доволен, а не просто удовлетворен. Он, и только он, подобен полноводной реке, которая стремится напоить всех нуждающихся. Разве ты не замечал, дорогой читатель, что у счастливых людей есть интересное свойство? Чем они более счастливы, тем сильнее жаждут поделиться своей радостью с другими.

Теперь нам стало очевидно, что альтруист – это человек, живущий духовным. Во всем, что с ним происходит, он видит высшую направляющую силу. В каждом событии, как в большом, так и в малом, он видит доброту Творца. Он постоянно чувствует безграничную милость Всевышнего по отношению ко всем творениям Его. Конечно, человек, который живет, чувствуя эту любовь, постоянно счастлив. Тот, кто ощущает, что его постоянно осыпают дорогими подарками, всегда доволен.

Из этого чувства постоянной радости возникает желание делиться с другими, появляется любовь к окружающим, стремление принять участие в жизни ближних. В отличие от тяги к материальному, стремление к добру не возникает на почве чувства нужды, недостатка. Оно возникает благодаря чувству близости ко Всевышнему.

Конечно, постоянное ощущение счастья и желание одарять других – это удел больших праведников, которые служат Всевышнему из любви к Нему.

Мудрецы Талмуда объяснили нам это (Брахот, 8а, на Теилим, 128): «Живущий стараниями рук своих более велик, чем тот, кто боится небес». «Живущий стараниями рук своих» – это тот, кто всегда хочет отдать больше, чем взял (т.е., тот, кто никогда ничего не берет бесплатно, соответственно, все, что он получает – это плод или оплата его трудов, – примечание переводчика). Это человек, который овладел способностью всегда выступать в роли дающего, то есть человек, достигший уровня служения Всевышнему, описанному в этой главе. Постоянная близость к Б-гу и ощущение, что Творец осыпает его дарами Своими, – это более высокий уровень, чем страх перед Небесами. (Таким образом, мы ответили на вопрос, который оставили открытым в конце 3-й главы.)

Почему это более высокий уровень? Потому что наш праведник испытывает постоянную любовь ко Всевышнему, а это больше, чем страх перед Ним.

Теперь нам предстоит разобрать такие понятия как «жалость к ближнему» и «участие в трудностях, которые испытывают другие». Конечно, эти чувства присущи лучшим из людей. Есть люди, которые испытывают жалость к другим. Есть такие, которые переживают из-за неприятностей, которые происходят с ближними, причем не меньше, чем те, с кем эти неприятности происходят. Если такому человеку удается решить проблему, которая возникла у соседа, помочь ему выйти из сложной жизненной ситуации, он испытывает огромную радость. Его просто переполняет чувство колоссального удовлетворения. Вопрос заключается вот в чем: разве это не то же самое, что происходит с голодным? Ведь голодный тоже страдает из-за недостатка, а потом радуется его восполнению! Тогда чем наш праведник отличается от стяжателей, о которых шла речь раньше? Об этом – в следующей главе (С Б-жьей помощью)!

Глава 9. О том, как работать над альтруизмом

Человек не рождается идеальным. Прежде, чем стать праведником, он, несомненно, должен пройти стадию работы над собой. Поэтому в начале пути ему сложно рассчитывать на духовный уровень самодостаточного индивидуума, который только и думает о том, как бескорыстно помочь другим. Для того чтобы прийти к постоянному ощущению радости и благодарности ко Всевышнему, как обсуждалось в предыдущей главе, необходимо применять определенные методы самосовершенствования. Один из таких методов – использование чувства «голода», желания восполнить недостающее. Даже эгоистичное желание «притянуть» к себе, желание брать, можно использовать в положительных целях.

Например, в том, что касается служения Всевышнему, есть несколько ступеней. Самый высокий уровень – это выполнение заповедей из любви к Творцу, для того чтобы (как бы) «сделать ему приятное». Но тот, кто еще не выполняет заповеди с такими намерениями, может выполнять их:

1. Для личных целей (например, изучать Тору, чтобы стать уважаемым раввином – примечание переводчика). И постепенно он сможет прийти к выполнению заповедей для того, чтобы выполнить волю Всевышнего.

2. Из страха перед наказанием. Соблюдать законы Торы только для того, чтобы избежать наказания за нарушение воли Творца.

3. Для того чтобы получить награду – или в этом мире, или в будущем.

Все эти намерения при выполнении заповедей могут послужить промежуточной стадией для достижения более высокого уровня. То же самое относится к взаимоотношениям между людьми. Здесь тоже можно начать с малого.

Тот, кто помогает ближнему из чувства жалости или сочувствия к нему, еще не достиг уровня чистого альтруизма. Ведь им движет желание избавиться от собственных отрицательных эмоций! Ему неприятно, что его друг страдает, и только поэтому он хочет помочь.

Источник подобных переживаний – желание брать. Ведь, в конце концов, он отдает ближнему только потому, что преследует свои личные интересы. Он отдает для себя. Тем не менее, этими чувства можно использовать для достижения духовного роста. Пример таких методов работы над собой находим в словах мудрецов. Сказано (Дварим, 6:5): «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем своим…» [Следующий отрывок основывается на том, что в Торе вместо слова «либеха», что означает «сердце твое», написано «левавеха», что буквально означает «сердца твои». Мудрецы объясняют нам, о каких сердцах идет речь в этом стихе] И сказали об этом мудрецы (Мишна Брахот, 9:5; Тосефта, Брахот, 6:7; мидраш Сифри, Дварим, Ваэтханан, 32; мидраш Дварим Раба, Ваэтханан): «[Возлюби Господа] обоими началами – и добрым началом, и дурным началом». Из этого мы можем выучить, что человек может использовать даже свои отрицательные качества, чтобы добиться духовного совершенствования.

Это удивительно полезный совет! Если мы внимательно изучим то, что посоветовали нам мудрецы, то сможем понять, как развить в себе альтруизм.

Настоящий художник может представить себе тончайшие оттенки чувств. Воистину, это подарок с небес! Опытный мастер способен увидеть мельчайшие детали в настроении человека. Ни один непосвященный этих деталей не заметит, а истинный мастер не только замечает, но и знает, как их изобразить. Будь он поэтом, писателем, художником или скульптором, он может передать своей аудитории сложнейшие переживания. Именно эта способность и делает его настоящим художником.

Только виртуоз своего искусства может передать все переживания, которые, скажем, испытывает мать, ухаживающая за своими детьми. Как она волнуется за каждого ребенка, переживает, думает о них. Ей самой не требуется никакого мастерства, для того чтобы испытать соответствующие чувства. Женщине они дарованы самим Всевышним. А вот художнику требуется высочайшая техника, чтобы прочувствовать эти переживания и передать их другим. Зато, когда ему это удается, он поистине затрагивает душу аудитории!

Всевышний наделил каждого из нас способностью стать художником. Конечно, не всем эти способности достались в равной степени. Тем не менее, каждый может развить в себе умение хотя бы в малой степени ощутить то, что чувствует другой. Вначале необходимо подумать, какие эмоции он испытывает. А потом постараться как можно более ярко представить себе его переживания. В конце концов, это приведет к тому, что чувства другого повлияют и на наше сознание. Таким образом, можно постепенно научиться сочувствовать другому человеку, даже если от природы Вам это не свойственно.

Этим методом может пользоваться любой, кто хочет духовно вырасти. Это верный способ стать более чувствительным по отношению к другим.

То же самое относится и к тому, кто хочет войти в категорию дающих, хочет стать альтруистом. Прежде, чем ему удастся прийти к тому, что он живет любовью ко Всевышнему и только и мечтает о том, чтобы выполнить Его волю (прежде чем достигнет высочайшего уровня праведности, о котором шла речь в предыдущих главах и который является истинным источником желания отдать другим), он может начать с малого. С того, что попытается вообразить все заботы и переживания своих ближних. Здесь очень важно попытаться как можно более подробно понять все детали их переживаний и представить себе все как можно более реально. Тогда действительно почувствуешь участие и жалость к другим!

Теперь он должен вообразить, как счастлив будет его ближний, если получит то, чего ему так не хватает. Опять же, очень важно представить себе радость ближнего как можно более ярко и во всех деталях. Теперь, если у него будет возможность одарить своего ближнего тем, что может так его осчастливить, будет гораздо легче отдать ему предмет его желаний. Он укрепит свою склонность давать.

Если же он чувствует, что подобные упражнения недостаточно эффективны, пусть применит также чувство страха. Он может сказать себе, что человек обязан давать другим. И должен представить себе, какие чувства должен испытывать тот, кто активно делится с другими.

Кроме того, он должен просто попробовать начать давать другим. Тогда его действия пробудят то желание давать, которое скрывается в глубинах его души.

А тот, кому уже удалось стать дающим, может перестать быть художником. Сама природа поможет ему все время отдавать, переживая за других, бескорыстно помогать людям. Ему уже не нужно будет заставлять себя почувствовать желание отдать для того чтобы успокоить какие-то отрицательные эмоции, жалость, угрызения совести. Он будет отдавать просто для того, чтобы отдавать, без всяких личных интересов и желаний. Он станет настоящим альтруистом, тем, кто отдает ближнему ради ближнего, а не ради себя!

Перевод – рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=10650