Леках Тов — Ночь седера – благодарение Творца

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2304
матот-масей

Одна из основ Пасхального Седера – благодарность Всевышнему за все благо, сделанное нам. Как сказано в Талмуде: «Сказал рав Нахман рабу своему: “Раб, которого освободил господин и дал ему серебро и золото, что должен сказать господину?” Ответил раб ему: “Благодарить и славить!”»

Идея благодарности Всевышнему пронизывает всю Пасхальную Агаду. Отрывок «Арамеец хотел уничтожить отца моего» (произносимый в Храме человеком, принесшим первинки плодов, бикурим) – весь песнь благодарения. Принося в Храм первые плоды своей земли, еврей благодарит Б-га не только за них, но и за все, произошедшее прежде. Всевышний спас Яакова, отца нашего, от рук Лавана и благодаря этому мы живы теперь. Он освободил нас из Египта – и теперь мы не рабы фараона. Он отдал нам все богатства египтян, даровал нам Тору, привел нас в Святую Землю и построил нам Храм.

Каждый год заново еврей произносит благодарение Творцу, перечисляя добро, сделанное Им для нас, начиная от Яакова и до «теперь принес я первинки плодов земли, которую дал Ты мне…»

Отрывок, говорящий «Сколько же благ сделал нам Всевышний»! добавляет еще к песне благодарения. Упоминание о каждом из благ повторяется в нем трижды. Это может показаться излишним. Однако такой и должна быть полная благодарность – включающей подробный рассказ обо всем случившемся. Такой рассказ лучше чего бы то ни было свидетельствует о радости Израиля, благодарящего Творца.

Святая книга Зоар говорит, что в ночь Песаха Всевышний посылает ангелов слушать рассказ об Исходе из уст евреев, и те, возвращаясь, говорят: «Твой святой народ радуется избавлению, ниспосланному Тобой».

Важно понять, почему ангелы называют евреев «святым народом». Дело в том, что святость чужда наслаждению материальным. Человек грубый, погруженный в материальное, подобно скотине, не может испытывать настоящей благодарности. Лишь «святой народ» может быть в полной мере благодарен Всевышнему. Ведь, как написал Рамбан, «Нет у Всевышнего в нижних мирах другого желания, только чтобы знал Его человек и благодарил Б-га, Создателя своего».

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=13039