Явление Б-га — Из комментариев Рамбана к недельной главе Балак

Дата: | Автор материала: Рамбан

4111

Недельная глава Балак

Явление Б-га

«И встретился (וַיִּקָּר – ва-икар; буквально «случился») Б-г Биламу» (Бемидбар, 23:4).

Такое выражение употреблено здесь потому, что этот человек не достиг уровня пророчества, и речение Всевышнего пришло к нему как бы «случайно» (דרך מקרה –дерех микрэ) – только ради народа Израиля [т.е. оно безусловно не подобало нечестивцу Биламу].

И поэтому написано: «И явился Б-г Биламу ночью» (Бемидбар, 22:20). Ведь такое выражение не употребляется по отношению к пророкам, но только по отношению к не достигшим этого уровня: например, «В ту же ночь Всесильный  явился к Авимелеху…» (Берешит,20:3) и «И явился Всесильный арамейцу Лавану во сне…» (там же, 31:24). И возможно, выражение «явился» подразумевает повеление Всевышнего, обращенное к ангелу, который «показывает» человеку сны, – ведь Билам и днем падал ниц, погружаясь в глубокий сон, и тогда происходило «открытие глаз».

И сказано: «встретился Б-г Биламу» – с ним произошло то, что бывает с людьми, осеняемыми духом пророчества (руах а-кодеш), когда они в глубоком уединении чувствуют, как ветер касается их лица, «поднимая дыбом волосы на всем теле». Человека «охватывает страх и до костей пронимает ужас», черты лица искажаются, и он припадет лицом к земле. И в таком (особом состоянии Билам) сказал, обращаясь (к Всевышнему) с молитвой: «Я приготовил семь жертвенников…». Но Всевышний отверг его намерение, повелев ему: «…Говори так» (Бемидбар, 23:5).

Особый народ

«Вот народ, что будет обитать обособленно» (Бемидбар, 23:9).

Имеется в виду следующее: «Как теперь я вижу его, обитающим отдельно, так и всегда народ Яакова будет обитать обособленно – он станет главой человечества, и не будет народа, который сможет возобладать над ним, и к другим народам он не примкнет.

«Кто сможет сосчитать прах Яакова» (Бемидбар, 23:10).

Билам произнес: «Я вижу их с вершины горы – обитающих обособленно. И я не могу сосчитать их, так как их много, как песчинок земли, – а сможет ли кто сосчитать все песчинки земли?! И хотя они разделены на четыре стана – все равно я не могу их пересчитать!»

И он пророчествует, что потомки Яакова умножатся, а не уменьшатся в числе, и всегда будут существовать отдельно, многочисленные, как «морской песок, который не измерить и не исчислить».

И он сказал: «Я хотел бы умереть смертью праведных, и да будет моя будущность, как его», подразумевая, что сыны Израиля унаследуют Ган Эден. И поскольку человек смертен, он просил о том, чтобы «умереть смертью праведных» – подобно тому, как (умирают люди) из народа Израиля, называемого «праведным» (יְשֻׁרוּן – йешурун) [словоיְשֻׁרוּן (йешурун) образовано от основы ישר – «прямой», «праведный» (ср. Дварим 32:15, 33:5)], поскольку он живет во благе. «И да будет моя будущность, как его» – как будущность народа Израиля, который унаследует (вечную) жизнь, а не Геином и гибель.

И это его пророчество заключалось в следующем: Всевышний не желает проклинать Израиль, ибо этот народ – удел Всевышнего и Его доля, он отделен от других народов и не числится среди них, он идет праведным путем, и его будущность – благо.

Билам понял, что проклясть сынов Израиля он не сможет

«И встретился Б-г Биламу» (Бемидбар, 23:16).

Теперь ради народа Израиля этот человек был поднят до пророчества, исходящего от Меры Милосердия (Всевышнего), выраженной Его особым Именем, которое было открыто нашему наставнику Моше (которое запрещено нам произносить – Авая, Г-сподь), – но прежде о Биламе было сказано: «И встретился Б-г Биламу» (Бемидбар,23:4), а также «И явился Б-г Биламу» (там же, 22:9).

И теперь он знал, что никаким образом не сможет проклясть сынов Израиля, так как Мера Милосердия смилостивится над ними. А прежде, когда он воспринимал речения от Меры Суда [т. е. от имени Элоким (Б-г), выражающего Его Меру Суда], он рассчитывал найти у сынов Израиля «что-либо незаконное, являющееся грехом», – подобно тому, как написано: «Но они восставали и печалили Его святой дух, и Он стал им врагом и воевал против них» (Йешая, 63:10). И, возможно, (Билам надеялся), что на них придет от Б-га беда, и Мера Суда не избавит их от нее.

И поэтому написано: «И увидел Билам, что хорошо в глазах Г-спода благословлять Израиль» (Бемидбар, 24:1), – Сам Г-сподь даст благо в своем благословении. И постигший – поймет.

Замысел Всевышнего

«Подойди, я дам тебе совет (אִיעָצְךָ – иацха)» (Бемидбар, 24:14).

Поскольку Билам собирался сообщить Балаку о бедствиях, ожидающих в будущем его народ, как написано: «Сокрушит он рубежи Моава» (Бемидбар, 24:17), он сказал: «Подойди, я дам тебе совет» – в стороне, чтобы не слышали другие.

(А Раши комментирует следующим образом). «Подойди, я дам тебе совет, как тебе поступить». А в чем заключался совет? «Б-г этих людей ненавидит распутсво, (поэтому постарайтесь их совратить с помощью ваших женщин)». Так объяснено в главе Хелек (Санедрин, 106а). Знай, что Билам дал этот совет, чтобы привести (евреев к падению) из-за распутства, как сказано: «Ведь они (женщины, подосланные к евреям) по совету Билама соблазняли сынов Израиля на измену Б-гу ради Пеора – и начался мор в общине Б-га» (Бемидбар, 31:16). «О том, что сделает этот народ твоему народу» – это строка с опущенными словами, (которую следует объяснить так): «Я дам тебе совет, как привести их к гибели, и расскажу тебе, какое зло сделает этот народ Моаву в конце дней – сокрушит он рубежи Моава». (До этих слов) комментарий Раши.

А мне кажется верным, что Билам сказал Балаку: «Я поведаю тебе о том, что по замыслу Всесильного сделает этот народ твоему народу в конце дней». А слово אִיעָצְךָ (иацха), (которое, в соответствии с комментарием Раши, переведено как «я дам тебе совет», имеет значение «я поведаю тебе о замысле»), подобно тому, как оно употреблено в строке: «Вот тот замысел (הָעֵצָה – а-эйца), который замыслен (הַיְּעוּצָה – а-йеуца) по отношению ко всей земле» (Йешая14:26), а также «Слушайте замысел Б-га, который Он замыслил (יָעַץ – яац) по отношению к Эдому» (Ирмея, 49:20).

И это пророчество относится к эпохе Машиаха, ведь пророчества Билама проникали все дальше в будущее. Сначала он сказал, что сыны Израиля – это удел Б-га и Его доля, во втором пророчестве добавил, что они завоюют (святую землю) и уничтожит ее царей. В третьем пророчестве он видел, как они поселятся на земле (Кнаан), умножатся и расплодятся там, и поставят над собой царя, который победит (царя амалекитян Агага). А затем, как предвидел Билам, возвысится царство Давида. Ведь (в Танахе) говорится: «И понял Давид, что Б-г утвердил его царем над Израилем и что Он возвысил его царство ради Своего народа, сынов Израиля» (Шмуэль 2, 5:12) – т.е. «возвысил» так, как Он обещал. А теперь, в этом четвертом пророчестве, (Билам) увидел эпоху Машиаха, и поэтому он говорит о крайне отдаленном времени, когда эти предвидения исполнятся: «Я вижу его, но не сейчас, различаю его, но не близко» (Бемидбар, 24:17) – однако в своих первых пророчествах он так не говорил. А теперь он предупредил, что это замысел Б-га, который осуществится в конце времен.

Совет Билама

«И стал народ распутничать с дочерьми Моава» (Бемидбар, 25:1).

(И это произошло) вследствие совета Билама, как написано в Талмуде. Так объясняет Раши.

И действительно, это распутство не было вызвано лишь порочностью женщин, но они  выполняли замысел мужчин, стоящих во главе их народа. А инициатива исходила от старейшин Мидьяна, ведь сказано: «Преследуй мидьянитян, …ибо они враги вам в своих кознях, которые они творили против вас в деле Пеора» (Бемидбар, 25:17-18) – т.е. они замыслили с помощью распутства привлечь сынов Израиля к Бааль-Пеору.

И поэтому вполне возможно, что и Билам был причастен к этому заговору, ведь он был их главным советчиком, и он желал навредить Израилю, прилагая к этому все свои силы, как написано: «Но не хотел Б-г, Всесильный твой, слушать Билама, и обратил Б-г, Всесильный твой, проклятие в благословение…» (Дварим, 23:6) – и за это его убили мечом.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=16274