Меж теснин -Трудность траура по Храму — Как служить Всевышнему в эти дни?

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3430

Известно, что человеческая натура (благодаря душе) отторгает боль и печаль. Душа во что бы то ни стало стремится к радости. Поэтому любой траур – трудная вещь для каждого из нас, тем более, когда речь идет о трауре по разрушенному Храму, который не удостоились видеть ни мы, ни наши отцы.

Я приведу слова великих хасидских наставников по поводу периода бейн а-мецарим вообще и по поводу Шаббатов, приходящихся на эти дни, чтобы мы могли служить Всевышнему с радостью.

1. «Все преследователи настигли его [еврейский народ] меж теснин» (Эйха, 1:3). Простой смысл этих слов известен: слово מצרים, «теснины», происходит от корня צר, который имеет еще одно значение – стесненные, тяжелые обстоятельства, неприятности. Период, называемый бейн а-мецарим, ассоциируется с разрушением Первого и Второго Храмов, а также с трагическими событиями, которые постигли наш народ в разное время в эти дни. Однако великий магид рав Дов-Бер из Межерича (ближайший ученик Бааль Шем Това и выдающийся лидер хасидского движения) сказал так. Отсюда следует учить, что всякий, кто преследует духовность, гонится за ней (на это указывает слово родфейа, которое можно разделить на родеф Йуд Кей, преследует близость к Творцу), сможет настигнуть ее (исиг Вав Кей, что также означает духовные достижения) в период «меж теснин», то есть между 17 Тамуза и 9 Ава. Магид из Межерича объяснял это так. Когда царь находится в своем дворце, к нему чрезвычайно трудно попасть, но когда он выходит в поле, можно прорваться и закричать: «Господин! Мой царь!» Весь год Творец находится в Своем дворце, но в период бейн а-мецарим Он как будто уходит в изгнание и выходит наружу, что позволяет с большей легкостью молиться и приближаться к Нему.

2. Тот, кто удостоился учиться в ешиве, имеет дополнительную возможность для духовного роста в период «меж теснин». В конце учебного семестра (который приходится на бейн а-мецарим) интенсивность учебы в большинстве мест из-за усталости идет на спад. Тот, кто, наоборот, укрепляется в учебе в этот период, удостаивается особой помощи Свыше, и к нему нисходит благословение и свет Торы. Известно сказанное нашими мудрецами, что они удостоились достичь своего уровня именно потому, что учились в то время и в том месте, где никто не учился, и таким образом все благословение и весь свет Торы нисходили к ним. (Это можно сравнить с тортом в честь дня рожденья: если участвующих в трапезе много, каждый из них получает небольшой кусок, если же их мало, то каждый получит достойную порцию.)

3. Написано, что тот, кто, несмотря на трудности, работает над собой в течение двадцати одного дня периода «меж теснин», тем самым избавляет себя от двадцати одного дня суда между Рош а-Шана и Ошана Раба.

4. Автор книги «При Цадик» рав Цадок а-Коэн из Люблина уподобляет афтарот, которые читаются в Шаббаты до и после 9 Ава, десяти сфирот [фундаментальное понятие из кабалы; сфирот – основные качества, посредством которых Творец руководит миром]. Семь афтарот и, соответственно, Шаббатов утешения (между 9 Ава и Рош а-Шана) и три афтары с пророчествами о наказании и, соответственно, Шаббатов периода бейн а-мецарим, – вместе составляют десять. Если так, семь афтарот утешения соответствуют семи нижним сфирот (от хеседа и ниже), а три афтары о наказании соответствуют трем верхним сфирот. Период бейн а-мецарим несет на себе печать тяжелейшего наказания, но в будущем мощный свет раскроется для тех, кто служил в эти дни Творцу молитвой и изучением Торы. [Подобное сказано в книге «Зоар» о проклятиях недельный главы Ки Таво, что скрытый смысл слов проклятий говорит о величайшем воздаянии, и на это есть намек в главе Балак – в том, что Всевышний обратил проклятия Билама в благословения – прим. ред.]

5. Еще пишет рав Цадок а-Коэн, что первая афтара периода бейн а-мецарим – «Слова Ирмияу» [афтарот называются по начальным словам отрывка, который читается], вторая – «Слушайте…», третья – «Видение Йешаяу». Это означает, что в первую субботу мы работаем над исправлением нашей речи, во вторую – над исправлением нашего слуха. Шаббат Хазон – наиболее возвышен из них, поскольку посредством нашего служения в эту субботу мы исправляем зрение.

6. В Иерусалиме раньше объясняли отрывок из гимна «Леха Доди» рав лах шевет бе-эмек а-баха («Довольно тебе сидеть в долине плача») следующим образом: Шаббаты долины плача (то есть периода «меж теснин») имеют огромное значение (рав лах), и тот, кто служит в эти субботы своему Творцу, удостоится того, что ве-у яхамоль алаих хемла («и Он смилостивится над тобой»).

7. Адмор из Бялы написал, что поскольку в будние дни периода «меж теснин» сокрытие Б‑жественного света весьма сильно, то в субботы этого периода этот свет проявляет себя сильнее, чем обычно.

8. «…и (вместо) быков принесем (слова) уст наших» (Ошеа, 14:3). В большинстве случаев недельная глава Пинхас приходится на период бейн а-мецарим, поскольку в этой главе упомянуты все жертвоприношения мусаф. Мы читаем это в Торе, чтобы засчиталось нам, как если бы мы приносили жертвы в Храме.

В недельной главе Масей, которая также читается в период бейн а-мецарим, упоминаются пределы Земли Израиля, скорейшего освоения и заселения которой мы так жаждем.

И да удостоимся мы в скором времени истинного и полноценного Избавления!

Подготовил р. Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=16912