Бейт Элоким — О тшуве — Определение понятия «тшува» — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

2103
Тшува – это не просто раскаяние, это возвращение (от корня шав, означающего возвращение) к состоянию близости к Б-гу. – Прим. Переводчика

Исследуя понятие «тшува», мы нашли ему верное и исчерпывающее определение, а именно: приближение к Имени (к Всевышнему) <того, кто> отдалился из-за греха.

Теперь а-Мабит подробно разбирает свое определение, каждую часть его по отдельности, в порядке слов, из которых составляется это определение на Святом языке. Глава публикуется по частям, в прошлом отрывке было разобрано понятие «приближение». В этой части пойдет речь об Именах Всевышнего, в первую очередь – о непроизносимом Четырехбуквенном Имени י-ה-ו-ה, переводимом как Сущий. Это имя, в частности, указывает на Качество Милосердия Всевышнего, см. Раши на Берейшит 1:1. Мы вместо этого имени используем имя Г-сподь (א-ד-נ-י), указывающее на то, что Б-г – Господин мира. – Прим. переводчика

«К Имени (к Всевышнему)» означает, что Он, благословенный, с добротой и милосердием принимает раскаяние людей, проявляя Качество Милосердия, на которое указывает Его великое Имя. Ведь если бы было задействовано Качество Суда, то их раскаяние не было бы принято, так как здравый смысл говорит, что тому, кто нарушил повеление Б-га, не поможет тшува, и он должен умереть за свой грех. Ведь даже о земном царе сказано: «Любой, кто ослушается тебя… что бы ты ни повелел… да умрет».

«Ослушается тебя» (букв. – взбунтуется против уст твоих) – как только ты начнешь говорить, он уже начинает бунтовать, не желая подчиняться, подобно «непокорному мудрецу», который идет против Бейт дина с самого начала, как только они начинают учить людей определенному Закону.

А «что бы ты ни повелел» означает, что даже тот, кто вначале признал повеление царя, а затем нарушил его – тоже заслуживает смерти. И тем более, с точки зрения здравого смысла, тот, кто нарушает повеления Царя царей, Святого, благословен Он, должен умереть, <и этого не происходит сразу только потому>, что Он, великим и грозным Именем Своим установил, что будет принимать раскаяние тех, кто возвращается к Нему. Как сказано: «И возвратишься к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его…», «Ведь Б-г милосердный – Г-сподь, Б-г твой, Он не ослабит и не уничтожит тебя» – только из-за милосердия Своего Он «не ослабит и не уничтожит тебя», как следовало бы с точки зрения разума. Ведь в Торе существует так много запретов, что человек не может не согрешить, как сказано: «Нет праведника на земле, который поступал бы хорошо, и <ни разу> не согрешил бы» (Коэлет 7), и если бы каждого, кто согрешил, наказывали смертью, никого бы не осталось.

И мы видим, что сыновья Ноаха, поскольку у них мало запретов – «семь заповедей сыновей Ноаха», наказываются смертью за нарушение даже самого легкого из них, как говорили мудрецы – сын Ноаха подлежит казни даже за <кражу> на сумму меньше пруты (самой мелкой монетки), ведь у них так мало запретов, что они могли бы избежать нарушения.

А сыновья Израиля, у которых есть 365 основных запретов, и еще следствия из них, не в состоянии остерегаться настолько, чтобы не нарушить хотя бы что-нибудь. И поэтому для них Всевышний «приготовил лекарство раньше, чем удар», а именно – тшуву. Благодаря этому раскаяние Израиля принимается легче, тому есть и другие причины, которые мы еще разъясним в следующих главах, с Б-жьей помощью.

И поскольку принятие раскаяния Всевышним связано с Его Четырехбуквенным Именем, которое указывает на Качество Милосердия, мы находим в Торе это Имя там, где говорится о тшуве, например: «И возвратишься к Г-споду, Б-гу твоему…», «Ведь Б-г милосердный – Г-сподь, Б-г твой…», «Когда возвратишься к Г-споду, Б-гу твоему…», «Возвратись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему…», «Возьмите с собой слова, и вернитесь к Г-споду…».

А когда рядом упоминается имя Элоким (которое мы переводим как Всесильный, точнее – Властелин всех сил – прим. переводчика), в большинстве случаев это намекает на то, что Б-г, Элоким твой нагрузил тебя таким количеством запретов, что ты просто не сможешь устоять, чтобы не оступиться хоть в чем-нибудь. И именно поэтому Он позаботился о том, чтобы Именем Милосердия своего принять твое раскаяние. На это и указывает стих «И возвратишься к Г-споду, Б-гу (Элоким) твоему, и будешь слушаться голоса Его…». <Сказано «и будешь слушаться голоса Его»>, то есть, хотя одной из причин того, что Он принимает твою тшуву, и является многочисленность запретов, ты не думай: «я буду грешить, а потом успею раскаяться», ибо тому, кто на это рассчитывает, не оставляют времени сделать тшуву (Йома 85). И для этого сказано: «Будешь слушать… все, что Я заповедаю тебе сегодня» – после того, как ты раскаешься и будешь послушен Всевышнему, не возвращайся к греху.

И в «Тринадцати Качествах» мы находим, что первые два – это одно и то же Четырехбуквенное Имя, указывающее на Милосердие Всевышнего, и мудрецы толковали это так: «Я – до того, как человек согрешит, и Я – тот же после того, как он согрешит и совершит тшуву» (Рош а-Шана 17). Человек нуждается в том, чтобы к нему было проявлено милосердие, уже с того момента, как он мысленно решился на преступление, и теперь направляется и готовится совершить его. Всевышний знает все сокровенные мысли этого человека и не наказывает его в этот момент, и если случится с ним беда, относится к нему с милосердием, как будто тот и не задумал ничего дурного. И хотя Всевышнему известно, что человек в конце концов совершит грех, который уже вознамерился сделать, Он не засчитывает дурную мысль за поступок, и пока человек не согрешил, не наказывает его – в этом тоже проявляется Качество Милосердия «до того, как согрешит».

Еще можно объяснить «Я – до того, как человек согрешит» так: Всевышний заранее, до того, как человек согрешил, согласен простить его грех, когда тот раскается, как сказали мудрецы: «Тшува предшествует мирозданию» (Берейшит Раба 1). То есть, еще до Творения мира Всевышний был готов простить людям грехи, в которых те раскаются, как написано: «Прежде, чем родились горы, и создал Ты землю и ее населенную часть… Ты доводишь человека до изнеможения и говоришь: “Возвратитесь, сыны человеческие!”» (Теилим, 90). Если бы Всевышний не был заранее согласен принимать тшуву грешников, все Творение было бы напрасным, ведь никто из сотворенных не может избежать ошибок, и об этом сказали: «Я – до того, как человек согрешит». И как весь мир был сотворен с условием, что Всевышний примет раскаяние тех, кто пожелает вернуться к Нему, к какому бы они народу ни принадлежали, так и теперь, усилиями Моше рабейну, Всевышний готов принимать раскаяние Израиля в любых грехах, которые они совершат.

И еще можно объяснить, что «Я – до того, как человек согрешит, и Я – после того, как он согрешит и совершит тшуву» означает следующее. Тому, кто совершает тшуву, Всевышний прощает грехи, как будто их и не было, и благоволит человеку так, как будто тот и не грешил вовсе. Ведь на самом деле достаточно было бы и того, что Всевышний простит ему грехи и не накажет его, проявив свое Качество Милосердия, однако человек уже не был бы, как прежде, среди тех, кто стоит перед Всевышним, и кто угоден Ему. Об этом и сказано: «Я – до того, как человек согрешит, и Я – тот же после того, как он согрешит и совершит тшуву» – как до того, как человек согрешил, он угоден Мне и стоит предо Мной, так и после этого, когда совершит тшуву – он предо Мной, как прежде. Как сказано: «Исцелю их от отступничества их и буду любить их по доброй воле…» (Ошеа, 14) – тшува не только спасает человека от наказания, но и позволяет ему вновь стать угодным Всевышнему, как прежде.

А слова «по доброй воле» по отношению к благоволению и любви сказаны для того, чтобы научить нас: хоть и перестал Всевышний гневаться на человека, совершившего тшуву, и не наказывает его за прошлые грехи, ведь с этим условием Он сотворил мир Качеством Милосердия, как мы разъяснили выше, – к благоволению это не относится. Потому что иногда, вследствие тяжести греха, Всевышний хоть и прощает этот грех, но человек, совершивший его, остается неугодным Ему – достаточно, что Всевышний простил человеку нарушение. Об этом говорили мудрецы: «Четыре категории людей не увидят Шхину…» – даже после того, как раскаялись, эти люди могут получить удовольствие в Ган Эдене, но не удостоятся лицезреть Шхину, пример чему можно найти в трактате Санэдрин (102). Там мудрецы говорили об отрывке из книги Царей I (22): «И вышел дух, и встал перед Всевышним… и сказал: я выйду, и стану лживым духом в устах всех его пророков, и сказал ему: уговаривай, у тебя получится, выйди и сделай так». Сказали: «что за дух? – дух Навота; а что значит «выйди» – сказал Рав: уйди от Меня, потому что сказано: “да не пребудет лжец пред Моими глазами”».

А если так, видимо, эти четыре категории людей не увидят Шхину даже после тшувы – грехи их тяжки, и достаточно с них того, что их не накажут за эти грехи, но они не станут желанными Всевышнему и не увидят Шхину. Поэтому и сказано: «буду любить их по доброй воле», так как любовь и благоволение не обещаны всем вернувшимся к Всевышнему, а даруются Им, как проявление доброй воли: кому явит Он свою милость – дарует благоволение, а кому не явит – не дарует. Ведь Он не обещал нам этого, и поэтому ничего не «обязан» нам, кроме того, чтобы принять нашу тшуву – не наказывать раскаявшихся грешников. Однако благоволение Его даруется как оказание милости тому, кому, на Его взгляд, подобает ее оказать, в зависимости от уровня тшувы человека.

Перевод – рав  О. Климовский

 


http://www.beerot.ru/?p=17622