Четыре главы — Особый смысл чтения отрывков

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3907

В этот Шаббат, кроме обычного чтения недельной главы, нам предстоит услышать также еще один отрывок из Торы, который не совпадает с недельной главой и не посвящен какому бы то ни было празднику. Это одна из так называемых «арба паршийот», четырех глав, которые читают в месяц Адар (в этом году – Адар Шени, второй Адар). В чем смысл этих глав? Предлагаем Вашему вниманию выдержки из двух книг, которые были написаны сравнительно недавно, но успели стать классическими в еврейском народе.

«Мишна Брура» – подробное объяснение раздела Шулхан Аруха, который называется Орах Хаим, составленное великим мудрецом Исраэлем Меиром а-Коэном, широко известным как Хафец Хаим, – объясняет нам смысл чтения этих глав (гл. 685, пункт 1):

Мудрецы установили читать в течение года четыре главы. Они читаются от начала месяца Адара до начала месяца Нисана, в память о четырех вещах. Вот они: первая – это глава «Шкалим» в память о заповеди отдавать полшекеля, как мы объясним ниже. Люди были обязаны ежегодно отдавать <эти полшекеля> в храмовую казну на покупку <общественного> жертвоприношения Тамид (жертва, которая приносилась в Храме два раза в день). Вторая – это глава «Захор», в которой говорится о необходимости помнить события, связанные с войной против Амалека. Эту главу читают перед Пуримом с тем, чтобы она была как можно ближе к истории, связанной с Аманом, который был из потомков Амалека, и чтобы напоминание о необходимости стереть память об Амалеке следовало непосредственно перед самим стиранием, как сказано (Эстер, 9:28) «И в дни эти вспоминают и выполняют». Третья – это глава, говорящая о рыжей корове. Она всегда читается за неделю до чтения главы «Ходеш». Причина этого в том, что рыжую корову сожгли в пустыне незадолго до начала месяца Нисан, для того чтобы успеть окропить евреев <водой, смешанной с> ее пеплом, сразу же после возведения Скинии Завета. Таким образом, они очистились и смогли принести пасхальную жертву вовремя. Чтение этой главы – это также просьба о том, чтобы Всевышний как можно скорее излил на нас очищающие воды <и избавил нас>. Четвертая – это глава «Ходеш», которая читается в Шаббат непосредственно перед началом месяца Нисан. Цель ее – освятить месяц Нисан, как написано в Торе (Шмот, 12:2): «Месяц этот будет для вас началом <отсчета> месяцев». Но чтение этой главы – это только заповедь, установленная мудрецами, а настоящее освящение месяца делает Бейт Дин (верховный раввинский суд) по показаниям свидетелей, в день, когда появляется новая луна.

 

Второй отрывок взят из книги «Нетивот Шалом» рава Шалома Ноаха Березовского, ребе из Слонима.

В святых книгах написано, что в четырех главах, которые читают в эти недели, заложены великие тайны, и Тора раскрывается в них на неординарном уровне. И это необходимо объяснить – ведь, на первый взгляд, их читают просто в качестве напоминания. Кроме того, не совсем понятно, какой смысл читать о заповедях, когда Тора велела нам выполнять их на практике?! Этот вопрос стоит особенно остро, когда речь идет о главе «Захор», <в которой говорится об уничтожении Амалека>, и о главе «Пара», <в которой идет речь о рыжей корове>, – существует мнение, что их чтение – это заповедь из Торы. Также необходимо понять, почему Тора повелела читать об этом, и почему заповедь чтения относится именно к ним, а не к другим повелениям Торы. Почему в эпоху, когда у нас нет возможности выполнять многие заповеди из Торы, мудрецы не обязали нас читать о них – и только об этих четырех заповедях мы читаем. Кроме того, непонятно, почему эти главы читают именно в Шаббат, ведь некоторые из них выполняют в определенное время. <В трактате Мегила написано, что> первого числа месяца Адар объявляют о необходимости готовиться к тому, чтобы отдать в храмовую казну полшекеля. Почему же не читают главу «Шкалим» в первый день Адара? Главу «Захор» надо было читать в Пурим – <так как в Пурим была одержана победа над Аманом, потомком Амалека>. А главу «Ходеш» надо было читать первого Нисана, <так как заповедь освящать месяц упоминается в Торе в связи с месяцем Нисаном>. Почему же все эти главы читают именно в Шаббат?

Смысл этого можно объяснить тем, что… основная цель всей Торы и 613 заповедей, которые в ней содержатся, – это создать связь между евреем и Творцом. Все заповеди, которые человек выполняет, приводят его к тому, чтобы он прилепился к Творцу. А четыре заповеди, о которых идет речь в четырех главах, являются центральными в этом процессе приближения. Эти заповеди, внутренний смысл и душа которых – приближение к Всевышнему – не могут быть отменены и отняты у народа Израиля. И даже если сегодня выполнить их на практическом уровне невозможно, их внутреннее духовное содержание будет существовать вечно. Оно не может исчезнуть, ибо без него еврейский народ не сможет существовать. Ведь цель и смысл жизни еврея – это связь с Всевышним, а без нее его жизнь – это не жизнь.

И в этом смысл главы «Шкалим», где речь идет о заповеди давать полшекеля в храмовую казну, – она связывает еврея с Храмом. Ведь Храм – это место, в котором есть Б-жественное присутствие, и именно там происходит приближение народа Израиля к Всевышнему. И об этом говорили мудрецы: «написано [о Скинии (Шмот, 25:8)] “и присутствовать буду в них” – написано “в них”, а не “в ней” – в каждом из них». Посредством жертвоприношений постоянно поддерживается связь между еврейским народом и Всевышним. Ежедневное жертвоприношение, которое приносят утром, искупает грехи, совершенные в течение ночи, а ежедневное жертвоприношение, которое приносится под вечер, искупает грехи, совершенные в течение дня. И каждый раз, когда человек непреднамеренно совершал грех, он приносил жертву в Храм, и искупал его. Искупление грехов восстанавливало связь между евреем и Творцом. Получается, что Храм и жертвоприношения постоянно соединяют еврейский народ с Всевышним. И каждый раз, когда связь ослабевала из-за греха, ее снова укрепляли с помощью жертвоприношений, которые этот грех искупали. Поэтому цель всех жертвоприношений, включая специальные жертвы, приносимые в праздники, – это усиление связи между еврейским народом и Творцом. И с помощью заповеди отдавать полшекеля каждый еврей каждый год возобновляет связь со службой в Храме – а она как вервь, которая соединяет народ Израиля с Б-гом. А без этой связи еврей вообще не может существовать, поэтому даже в тяжелых условиях человек не освобождается от выполнения этой заповеди.

И вот, что писал об этом Рамбам в начале законов заповеди Шкалим: Повелительная заповедь из Торы, относящаяся к каждому еврею, – ежегодно отдавать полшекеля. И даже нищий, живущий на пожертвования, обязан выполнить ее. Он должен просить, чтобы ему дали необходимую сумму денег, или продать одежду, которую носит, чтобы дать половину серебряного шекеля, как сказано (Шмот, 30:15): «Богатый не должен прибавлять, а бедный не должен уменьшать». То есть даже полностью обнищавший человек, у которого не осталось ничего, кроме одежды, которая прикрывает его тело, тоже обязан дать половину шекеля, так как каждый еврей обязан принимать участие в том, что происходит в Храме, ибо благодаря этому возобновляется его связь с Всевышним, без которой он не сможет существовать…

И даже после разрушения Храма необходимость быть частью Святыни не исчезла. Великий праведник, Магид из Кожница писал, что разрушение Храма произошло только во «внешних покоях» <то есть только на материальном уровне>, а во «внутренних покоях» <то есть на духовном уровне> Храм не был разрушен. Это означает, что разрушение коснулось только вещей, которые не относятся к душе Святыни – к связи между Всевышним и еврейским народом. А что касается этой связи, или так называемых «внутренних покоев», – она не была разрушена и не может быть уничтожена никогда. И об этом говорили мудрецы (Йома, 54б), что во время разрушения Храма, когда враги зашли во внутренний зал (Эйхал), они увидели, что херувимы соединены друг с другом. И хотя в то время, что народ Израиля не выполняет волю Творца, херувимы отворачиваются друг от друга, а разрушение произошло из-за нарушения воли Всевышнего, тем не менее, в момент гибели Храма Творец хотел показать евреям, что связь между Ним и народом вечна. Она не прерывается даже когда народ уходит и изгнание…

Во всех заповедях Торы… есть четыре аспекта: телесная часть, и духовная часть, которая состоит из трех духовных уровней: Нефеш, Руах и Нешама. Заповеди можно выполнять как в аспекте тела, так и в духовных аспектах. И то же самое относится к грехам и недостаткам – они могут влиять на четыре аспекта. Не может быть, чтобы эти четыре заповеди, благодаря которым поддерживается связь между еврейским народом и Всевышним, и без которых евреи не могу существовать, были отняты у еврейского народа. И хотя во время, когда нет Храма, «телесный», практический аспект этих заповедей выполнить невозможно, их духовная сущность неистребима. Поэтому их все еще можно соблюдать в духовной плоскости. Именно в этом заключается смысл чтения четырех глав: в стихах Торы заложена душа заповедей и тайные намерения, с которыми они были нам даны. И когда читают Тору, пробуждают скрытые, внутренние аспекты заповедей, и таким образом выполняют заповедь в ее духовном аспекте.

[Конечно, любую заповедь, которую человек может выполнить практически, он обязан выполнить во время, предписанное законом, и в соответствии со всеми остальными деталями, которые требует закон. Только тот, кто полностью выполняет практический аспект заповеди, может начинать работать над ее духовными аспектами. Здесь же идет речь только о заповедях, которые в наше время практически выполнить невозможно. – Прим. переводчика]

К этому нужно добавить, что душа не может существовать без тела. Как же можно выполнить эти заповеди на практике, когда разрушен Храм? Для этого есть вечная Тора – слово Творца, которое будет существовать всегда. Святость Торы – это связь между Всевышним и народом Израиля. Чтение Торы – это и есть действие, с помощью которого приходят и к духовному аспекту заповеди. Это аналогично тому, что сказали мудрецы о заповеди помнить о действиях Амалека – что надо упоминать их вслух. Недостаточно вспомнить о них в мыслях, надо вслух прочитать об этих действиях по свитку. И поэтому, когда читают в Торе четыре главы, которые говорят о четырех заповедях, и каждый из слушающих намеревается выполнить обязательство услышать это чтение Торы, они притягивают и принимают влияние внутренних духовных аспектов этих заповедей. «Внутренние покои» существуют благодаря святой Торе, которая не поддается разрушению, ибо она вечна. Она всегда соединяет еврейский народ с Всевышним…

Таким образом, становится понятно, почему эти главы читают именно в Шаббат, а не в отведенное для них время. Исправление высшей части души – Нешамы – может осуществиться только в Шаббат, который называется «днем души». Еще одна причина, по которой эти главы читают именно в Шаббат – из-за того, что в Шаббат речь приобретает силу действия. Поэтому, в Шаббат, когда читают эти главы, как будто выполняют их в духовном аспекте… Ведь написано (Шмот, 31:16): «И пусть соблюдают сыны Исраэля субботу, чтобы сделать субботу для своих поколений заветом вечным». Как можно делать заповедь Шаббата, когда она состоит исключительно из речи <обязанности освятить Шаббат словами>? Дело в том, что в Шаббат речь восходит на уровень действия. Поэтому четыре главы читают именно в Шаббат… Шаббат – это ключ ко всему святому… Поэтому, именно в Шаббат и именно во время чтения о заповедях, которые приближают еврея к Всевышнему, есть особая восприимчивость к Торе, ибо человек способен понять Тору только благодаря близости к Творцу… Из этих глав еврей может вынести запас любви к Всевышнему, которого ему хватит на целый год.

Надеемся, что слова двух праведников – Хафец Хаима и Слонимского ребе – дадут нашему читателю заряд радости в служении Творцу, и помогут ему понять, для чего эти главы читают в синагогах в месяце Адар. 


http://www.beerot.ru/?p=24289